Постановление Правительства РД от 25.11.2014 N 560 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Изучение языков народов Дагестана" на 2015-2017 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. № 560

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА" НА 2015-2017 ГОДЫ

Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Изучение языков народов Дагестана" на 2015-2017 годы.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 25 ноября 2014 г. № 560

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА"
НА 2015-2017 ГОДЫ

ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА" НА 2015-2017 ГОДЫ


Ответственный исполнитель Программы
-
Министерство образования и науки Республики Дагестан

Участники Программы
-
Министерство образования и науки Республики Дагестан,
Министерство культуры Республики Дагестан

Цели Программы
-
поддержка, сохранение и развитие родных языков и культур народов Дагестана, национально-русского двуязычия и многоязычия в Республике Дагестан

Задачи Программы
-
мониторинг преподавания и изучения родных языков в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения, подготовка соответствующих аналитического обзора и предложений;
разработка правовых основ, регламентирующих функционирование государственного языка Российской Федерации и родных языков в условиях многонационального Дагестана;
усиление роли средств массовой информации в распространении и изучении родных языков;
создание учебно-методических комплектов, учебных программ, учебников, учебно-наглядных, методических пособий на родных языках;
разработка учебно-методических комплектов по русскому языку для учащихся 1-4 классов школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом языковых и региональных особенностей Дагестана;
модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по русскому языку и литературе, родному языку и литературе во всех типах школ;
обеспечение образовательных организаций дагестанских диаспор, находящихся за пределами республики, учебниками, учебными пособиями, оказание им методической помощи в удовлетворении культурных и образовательных потребностей;
издание детской художественной литературы на языках народов Дагестана;
обеспечение учащихся начальных классов школ с родным (нерусским) языком обучения учебниками по математике, окружающему миру, переведенными на родные языки учащихся

Сроки реализации Программы
-
программа реализуется в 2015-2017 годах

Целевые индикаторы и показатели Программы
-
количество учебников, учебных пособий по родному языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
доля учащихся городских и поселковых школ со смешанным национальным составом учащихся, изучающих родные языки;
доля учителей, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания родного языка и литературы в школах с русским (неродным) языком обучения, в школах с родным (нерусским) языком обучения;
количество изданных (переизданных) в рамках Программы учебников, учебных пособий по родным языкам для школ с родным (нерусским), с русским (неродным) языками обучения;
количество ежегодно проводимых культурных и образовательных мероприятий, направленных на популяризацию родных языков и предметов этнокультурного образования;
количество научно-практических конференций, круглых столов по родному языку и литературе;
количество словарей, разговорников, справочников и другой справочно-информационной литературы на родных языках;
количество учебников, учебных пособий по предметам федерального компонента, переведенных на родные языки учащихся;
количество изданных книг по детской художественной литературе на родных языках учащихся

Объемы и источники финансирования Программы
-
общий объем финансирования Программы составляет 108739,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2015 году - 15869,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 40200,4 тыс. рублей;
в 2017 году - 52670,5 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы
-
рост количества информационных ресурсов на родных языках - в 1,5 раза;
увеличение количества учебников, учебно-наглядных пособий, различных программ, словарей, справочников на родных языках - в 2 раза;
увеличение количества учебников федерального компонента (математика и окружающий мир), переведенных на родные языки для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения - в 2 раза;
увеличение количества учебников и учебных пособий по родным языкам (1-4 классов) для учащихся школ с русским (неродным) языком обучения - в 1,5 раза;
увеличение количества учебников, учебно-методических пособий на десяти языках народов Дагестана для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения - в 1,5 раза;
увеличение количества участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих родные языки и литературу, культуру и традиции народов Дагестана - в 2 раза;
увеличение количества изданных словарей, научно-популярных книг, текстов художественной литературы на родных языках - в 2 раза.

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом

Одним из приоритетных направлений комплексной программы социально-экономического развития Республики Дагестан на ближайшие годы является содействие развитию человеческого капитала. Одной из форм такого содействия является удовлетворение потребностей граждан в знании родных языков и культур, в полноценном овладении государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения, каким является для дагестанцев русский язык, а также в освоении отечественного и мирового культурного наследия.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом обусловлена необходимостью расширения функций, сохранения и развития родных и русского языков, обеспечения необходимых условий для сохранения и изучения родных языков. Реализация Программы будет способствовать совершенствованию этнокультурной и социокультурной ситуации в республике, объединению усилий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений для достижения межнационального согласия, формированию благоприятных условий для развития двуязычия и многоязычия в республике.
Государственная программа Республики Дагестан "Изучение языков народов Дагестана" на 2015-2017 годы разработана на основании приоритетного проекта развития Республики Дагестан "Человеческий капитал", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 8 августа 2014 г. № 365 "О реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан в 2014 году" и определяет стратегические направления развития этнокультурного образования, в том числе и изучения языков, которыми пользуется население Республики Дагестан в социально-экономической и культурной жизни.
Система дошкольного образования представлена образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования с охватом 82204 воспитанников, или 31 процента детей от 2 до 7 лет.
В целях приобщения детей к родному языку, родной культуре государственным бюджетным учреждением Республики Дагестан "Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А.Тахо-Годи" подготовлены и изданы учебные пособия на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, табасаранском, агульском, рутульском, цахурском языках, а также программы по прикладному искусству, народным промыслам.
Созданы необходимые условия для дальнейшего развития школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения. В республике функционируют 1324 сельские школы с родным (нерусским) языком обучения и 210 школ с русским (неродным) языком обучения.
Во всех школах с русским языком обучения учащиеся 1-11 классов изучают свой родной язык в качестве предмета в основном по 3 часа в неделю (аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский языки).
В сельских школах с родным (нерусским) языком обучения на родной язык и литературу в 1-4 классах выделено 5 часов в неделю, в старших классах (с 5 по 11) - по 4 часа в неделю.
Несмотря на то, что ежегодно за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан издаются учебники и учебные пособия на 10 языках народов Дагестана, а на чеченском и азербайджанском языках они приобретаются в соответствующих республиках, сложным остается положение с обеспечением образовательных организаций учебниками, учебными пособиями, так как около 60 процентов учебников и учебных пособий по родному языку и литературе используются более 7-10 лет и сильно устарели, фондируются несвоевременно, издаются небольшими тиражами.
С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты также возникла необходимость в разработке новых учебников и учебных пособий на языках народов Дагестана с 1 по 11 классы.
Критическая ситуация сложилась в последние годы в сельских мононациональных начальных школах из-за отсутствия переведенных на родные языки учащихся учебников по математике и окружающему миру, что привело к массовому неоправданному переходу сельских школ на русский язык обучения, в то время как дети, поступающие в 1 класс, слабо владеют или совсем не владеют русским языком. Это может привести к исчезновению уникальной сельской школы со своими традициями и особенностями.
Положение усугубляется еще и тем, что в республике не хватает квалифицированных авторов учебников, способных разработать учебные издания на 14 языках народов Дагестана с учетом современных требований федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения.
Учитывая важное значение сохранения культуры и традиций дагестанских этносов, проживающих за пределами республики, необходимо активно сотрудничать с регионами Российской Федерации и граничащими с республикой государствами в оказании методической помощи и обеспечении учебно-методической литературой на родных языках учащихся школ республики.
В настоящее время школьные библиотеки слабо укомплектованы художественной и справочной литературой на русском и родных языках народов Дагестана, наблюдается острая нехватка детской художественной литературы на родных языках.
Все это негативно сказывается на этнокультурном образовании, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Предлагаемая Программа призвана устранить эти и другие недостатки в изучении родных языков.

II. Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является поддержка, сохранение и развитие родных языков, гармоничное развитие языков и культур народов Дагестана, национально-русского двуязычия и многоязычия в Республике Дагестан.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
предоставление гражданам любой национальности, проживающим на территории Республики Дагестан, права на удовлетворение своих языковых потребностей, свободное пользование русским и родным языками, получение дошкольного, начального общего образования на русском и родном языках в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
мониторинг преподавания и изучения родных языков в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения, подготовка соответствующих аналитического обзора и предложений;
усиление роли средств массовой информации в распространении и изучении родных языков;
создание учебно-методических комплектов, учебных программ, учебников, учебно-наглядных, методических пособий на родных языках;
разработка учебно-методических комплектов по русскому языку для учащихся 1-4 классов школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом языковых и региональных особенностей Дагестана;
модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по русскому языку и литературе и родному языку и литературе во всех типах школ;
обеспечение образовательных организаций дагестанских диаспор, находящихся за пределами республики, учебниками, учебными пособиями, оказание им методической помощи в удовлетворении культурных и образовательных потребностей;
издание детской художественной литературы на языках народов Дагестана;
обеспечение учащихся начальных классов школ с родным (нерусским) языком обучения учебниками по математике и окружающему миру, переведенными на родные языки учащихся.

III. Сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2015-2017 годах.

IV. Обоснование значений целевых индикаторов и показателей

Эффективность Программы определяется на основании следующих индикаторов:
количество учебников, учебных пособий по родному языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
доля учащихся городских и поселковых школ со смешанным национальным составом учащихся, изучающих родные языки;
доля учителей, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания родного языка и литературы в школах с русским (неродным) языком обучения, в школах с родным (нерусским) языком обучения;
количество изданных (переизданных) в рамках Программы учебников, учебных пособий по родным языкам для школ с родным (нерусским), с русским (неродным) языками обучения;
количество ежегодно проводимых культурных и образовательных мероприятий, направленных на популяризацию родных языков и предметов этнокультурного образования;
количество научно-практических конференций, круглых столов по родному языку и литературе;
количество словарей, разговорников, справочников и другой справочно-информационной литературы на родных языках;
количество учебников, учебных пособий по предметам федерального компонента, переведенных на родные языки учащихся;
количество изданных книг по детской художественной литературе на родных языках учащихся.
Перечень целевых индикаторов (показателей) приведен в приложении № 1 к Программе.

V. Обоснование ресурсного обеспечения реализации Программы

Общие затраты на реализацию Программы в 2015-2017 годах за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляют 108739,9 тыс. рублей.
Общий объем расходов республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Программы определен исходя из необходимости выполнения мероприятий с учетом их параметров (тираж, объем, красочность издаваемой продукции, масштабность мероприятий, сроки реализации). Так, себестоимость учебного пособия для начальных классов в полноцветном (4 краски) варианте в твердом переплете при объеме 9,0 условных печатных листов и себестоимость учебного пособия для старших классов (5-11 классов) в одну краску при том же объеме складываются из различных позиций.

VI. Анализ рисков реализации Программы

Реализация Программы связана с определенными факторами, препятствующими достижению поставленных целей, в том числе:
отсутствие федеральных целевых программ по сохранению, развитию и изучению родных языков народов Российской Федерации, в связи с чем осложнено функционирование дагестанских языков в местах компактного проживания дагестанцев как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;
отсутствие системы непрерывного образования на родном языке, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием;
отсутствие мотивации в изучении родных языков, их низкий статус, наличие у определенной части населения республики нигилистических настроений в изучении родных языков.
В зависимости от характера и масштабности проявления этих и других рисков, связанных с реализацией Программы, могут возникнуть критические ситуации.

VII. Мероприятия Программы

Мероприятия Программы включают в себя:
совершенствование концепции изучения родного языка и литературы в образовательных организациях Республики Дагестан;
разработку учебно-методических пособий и рекомендаций к программам повышения квалификации учителей родного языка и литературы;
разработку и издание примерных образовательных программ для дошкольного образования;
создание образовательных программ для дошкольного образования;
создание образовательных программ и учебно-методических комплектов по родным языкам для начальных классов с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения;
создание образовательных программ по родному языку и литературе для старших классов;
создание учебно-методической литературы на родных языках для педагогических колледжей;
разработку концепции изучения национально-художественной культуры в системе образования;
обеспечение учащихся начальных классов школ с родным (нерусским) языком обучения учебниками по математике и окружающему миру, переведенными на родные языки учащихся.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении № 2 к Программе.

VIII. Описание методики проведения оценки
социально-экономической эффективности Программы

Эффективность реализации Программы оценивается в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 октября 2013 г. № 540 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Дагестан".
Периодичность оценки эффективности выполнения Программы согласуется с периодичностью сбора информации при проведении мониторинга показателей (индикаторов) Программы. Предполагается ежеквартальная (текущая) оценка эффективности Программы и оценка эффективности за текущий год в целом (годовая оценка).
Информация о ходе и промежуточных результатах выполнения Программы носит обобщенный характер и проводится расчетным путем на основе первичных данных, полученных от исполнителей мероприятий Программы.
Показателями эффективности Программы являются:
обеспеченность учащихся общеобразовательных организаций программами, учебниками, учебно-методическими комплектами по родным языкам, в том числе учебно-методическими комплектами по русскому языку, учитывающими особенности дагестанских языков и регионов с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения;
численность учителей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по родным языкам и другим предметам этнокультурного образования;
доступность культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих родные языки и национальные культуры, обычаи, традиции народов Дагестана.
По прогнозным оценкам, к концу 2017 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов:
увеличение доли учителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку по родным языкам в связи с введением федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения;
увеличение количества учебников, учебных, наглядных пособий по родным языкам, в том числе учебно-методических комплектов по русскому языку, созданных с учетом языковых, региональных особенностей Дагестана;
увеличение численности организаций и участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих родной язык в Дагестане.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы характеризуется показателями, отражающими их влияние на достижение целей Программы.
Оценка реализации Программы проводится на основе сопоставления планируемого и фактически достигнутого показателя социально-экономической эффективности реализации мероприятия по поддержке родных языков.
Степень достижения запланированных результатов предполагается оценивать на основании сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов и показателей с их плановыми значениями.
Оценка эффективности реализации Программы будет тем выше, чем выше уровень достижения показателей и меньше уровень использования бюджетных средств.





Приложение № 1
к государственной программе
Республики Дагестан
"Изучение языков народов Дагестана"
на 2015-2017 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА" НА 2015-2017 ГОДЫ

№ п/п
Наименование индикаторов
Единицы измерения
В том числе по годам
2015 г.
2016 г.
2017 г.
1
2
3
4
5
6
1.
Количество учебников, учебных пособий по родному языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках
единиц
2
3
4
2.
Доля учащихся городских и поселковых школ со смешанным национальным составом учащихся, изучающих родные языки
процентов
70
75
80
3.
Доля учителей, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания родного языка и литературы в школах с русским (неродным) языком обучения, в школах с родным (нерусским) языком обучения
процентов
80
90
100
4.
Количество изданных (переизданных) в рамках Программы учебников, учебных пособий по родным языкам для школ:
количество наименований



с родным (нерусским) языком обучения

8
10
12
с русским (неродным) языком обучения

2
4
5
5.
Количество ежегодно проводимых культурных и образовательных мероприятий, направленных на популяризацию родных языков и предметов этнокультурного образования
единиц
10
15
20
6.
Количество научно-практических конференций, круглых столов по родному языку и литературе
единиц
2
3
3
7.
Количество словарей, разговорников, справочников и другой справочно-информационной литературы на родных языках
единиц
6
10
15
8.
Количество учебников, учебных пособий по предметам федерального компонента, переведенных на родные языки учащихся
единиц
5
6
6
9.
Количество изданных книг по детской художественной литературе на родных языках учащихся
единиц
3
4
5





Приложение № 2
к государственной программе
Республики Дагестан
"Изучение языков народов Дагестана"
на 2015-2017 годы

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ
НАРОДОВ ДАГЕСТАНА" НА 2015-2017 ГОДЫ

№ п/п
Наименование мероприятий
Источник финансирования
Объем финансирования, тыс. руб.
В том числе
Исполнители
2015 год
2016 год
2017 год
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Совершенствование концепции изучения родного языка и литературы в образовательных организациях Республики Дагестан с русским и родным языками обучения в свете требований ФГОС второго поколения
республиканский бюджет РД
85,1
85,1
0,0
0,0
Минобрнауки РД
2.
Разработка учебно-методических пособий и рекомендаций к программам повышения квалификации учителей родных языков
республиканский бюджет РД
700,0
245,0
224,0
231,0
Минобрнауки РД
3.
Организационное, научное и методическое сопровождение экспериментальных площадок с целью повышения интереса учащихся к изучению родного языка и литературы
республиканский бюджет РД
за счет текущего финансирования
за счет текущего финансирования
за счет текущего финансирования
за счет текущего финансирования
Минобрнауки РД
4.
Обобщение передового опыта лучших учителей родного языка и литературы. Издание сборника "Учитель - учителю"
республиканский бюджет РД
95,1
33,3
30,4
31,4
Минобрнауки РД
5.
Организация и проведение научно-практических конференций по вопросам сохранения, развития и совершенствования изучения языков народов Дагестана
республиканский бюджет РД
900,0
315,0
288,0
297,0
Минобрнауки РД
6.
Оказание методической помощи в проведении мероприятий в общеобразовательных учреждениях районов и городов
республиканский бюджет РД
за счет текущего финансирования
за счет текущего финансирования
за счет текущего финансирования
за счет текущего финансирования
Минобрнауки РД
7.
Взаимодействие с редакциями республиканских литературных журналов и общественно-политических газет на языках народов Дагестана
республиканский бюджет РД
за счет текущего финансирования
за счет текущего финансирования
за счет текущего финансирования
за счет текущего финансирования
Минобрнауки РД
Детские дошкольные образовательные организации
8.
Разработка и издание примерных образовательных программ с методическими указаниями для дошкольных образовательных организаций с учетом требований ФГОС второго поколения:
республиканский бюджет РД
421,3
421,3
0,0
0,0
Минобрнауки РД
на русском языке

66,6
66,6
0,0
0,0

на аварском языке

49,7
49,7
0,0
0,0

на даргинском языке

39,7
39,7
0,0
0,0

на кумыкском языке

38,8
38,8
0,0
0,0

на лезгинском языке

38,8
38,8
0,0
0,0

на лакском языке

37,9
37,9
0,0
0,0

на табасаранском языке

37,9
37,9
0,0
0,0

на рутульском языке

37,3
37,3
0,0
0,0

на агульском языке

37,3
37,3
0,0
0,0

на цахурском языке

37,3
37,3
0,0
0,0

9.
Образовательные программы по родным языкам для начальных классов дагестанских школ с родным и русским языками обучения (ФГОС):
республиканский бюджет РД
608,1
608,1
0,0
0,0
Минобрнауки РД
на аварском языке

71,5
71,5
0,0
0,0

на даргинском языке

69,7
69,7
0,0
0,0

на кумыкском языке

68,3
68,3
0,0
0,0

на лезгинском языке

68,3
68,3
0,0
0,0

на лакском языке

66,6
66,6
0,0
0,0

на табасаранском языке

66,6
66,6
0,0
0,0

на рутульском языке

65,7
65,7
0,0
0,0

на агульском языке

65,7
65,7
0,0
0,0

на цахурском языке

65,7
65,7
0,0
0,0

10.
Учебно-методические комплекты по родным языкам для начальных классов по ФГОС: (учебник, книга для чтения, таблицы, рабочая тетрадь):
республиканский бюджет РД
3895,5
3895,5
0,0
0,0
Минобрнауки РД
буквари для I класса:






на аварском языке

1300,9
1300,9
0,0
0,0

на даргинском языке

1152,6
1152,6
0,0
0,0

на кумыкском языке

914,3
914,3
0,0
0,0

на рутульском языке

914,3
914,3
0,0
0,0

на агульском языке

914,3
914,3
0,0
0,0

11.
Учебные пособия по родным языкам для 2 класса: учебные пособия по языкам:
республиканский бюджет РД
5768,6
0,0
0,0
5768,6
Минобрнауки РД
на аварском языке

1380,0
0,0
0,0
1380,0

на лакском языке

927,0
0,0
0,0
927,0

на табасаранском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

на рутульском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

на агульском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

на цахурском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

книга для чтения (2 класс):

5768,6
0,0
0,0
5768,6

на русском языке

1380,0
0,0
0,0
1380,0

на лакском языке

927,0
0,0
0,0
927,0

на табасаранском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

на рутульском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

на агульском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

на цахурском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

12.
Учебно-методические пособия для 3 класса по языкам: учебные пособия:
республиканский бюджет РД
9380,5
0,0
9380,5
0,0
Минобрнауки РД
на аварском языке

1380,0
0,0
1380,0
0,0

на даргинском языке

1230,3
0,0
1230,3
0,0

на кумыкском языке

1160,0
0,0
1160,0
0,0

на лезгинском языке

1160,0
0,0
1160,0
0,0

на лакском языке

927,0
0,0
927,0
0,0

на табасаранском языке

927,0
0,0
927,0
0,0

на рутульском языке

865,4
0,0
865,4
0,0

на агульском языке

865,4
0,0
865,4
0,0

на цахурском языке

865,4
0,0
865,4
0,0

книга для чтения (3 класс):

10760,5
0,0
0,0
10760,5

на русском языке

1380,0
0,0
0,0
1380,0

на аварском языке

1380,0
0,0
0,0
1380,0

на даргинском языке

1230,3
0,0
0,0
1230,3

на кумыкском языке

1160,0
0,0
0,0
1160,0

на лезгинском языке

1160,0
0,0
0,0
1160,0

на лакском языке

927,0
0,0
0,0
927,0

на табасаранском языке

927,0
0,0
0,0
927,0

на рутульском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

на агульском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

на цахурском языке

865,4
0,0
0,0
865,4

13.
Сборники для диктантов и изложений:
республиканский бюджет РД
4028,0
0,0
4028,0
0,0
Минобрнауки РД
на аварском языке

496,8
0,0
496,8
0,0

на даргинском языке

471,0
0,0
471,0
0,0

на кумыкском языке

458,3
0,0
458,3
0,0

на лезгинском языке

471,0
0,0
471,0
0,0

на лакском языке

426,9
0,0
426,9
0,0

на табасаранском языке

426,9
0,0
426,9
0,0

на рутульском языке

425,7
0,0
425,7
0,0

на агульском языке

425,7
0,0
425,7
0,0

на цахурском языке

425,7
0,0
425,7
0,0

14.
Методика обучения родному языку в начальных классах дагестанской школы с родным (нерусским) языком обучения:
республиканский бюджет РД
3984,6
0,0
3984,6
0,0
Минобрнауки РД
на аварском языке

715,9
0,0
715,9
0,0

на даргинском языке

682,9
0,0
682,9
0,0

на кумыкском языке

666,6
0,0
666,6
0,0

на лезгинском языке

666,6
0,0
666,6
0,0

на лакском языке

626,3
0,0
626,3
0,0

на табасаранском языке

626,3
0,0
626,3
0,0

15.
Подготовка и издание школьных орфографических словарей:
республиканский бюджет РД
1903,2
0,0
0,0
1903,2
Минобрнауки РД
на агульском языке

634,4
0,0
0,0
634,4

на рутульском языке

634,4
0,0
0,0
634,4

на цахурском языке

634,4
0,0
0,0
634,4

Старшие классы
16.
Образовательные программы по родным языкам для старших классов дагестанских сельских школ:
республиканский бюджет РД
409,6
0,0
409,6
0,0
Минобрнауки РД
на аварском языке

71,5
0,0
71,5
0,0

на даргинском языке

69,7
0,0
69,7
0,0

на кумыкском языке

67,9
0,0
67,9
0,0

на лезгинском языке

66,3
0,0
66,3
0,0

на лакском языке

67,9
0,0
67,9
0,0

на табасаранском языке

66,3
0,0
66,3
0,0

17.
Учебные пособия по родным языкам для 6-7 классов:
республиканский бюджет РД
1566,8
0,0
0,0
1566,8
Минобрнауки РД
на лезгинском языке

783,4
0,0
0,0
783,4

на кумыкском языке

783,4
0,0
0,0
783,4

18.
Методика преподавания родного языка в старших классах:
республиканский бюджет РД
4915,9
0,0
0,0
4915,9
Минобрнауки РД
на аварском языке

880,3
0,0
0,0
880,3

на даргинском языке

841,8
0,0
0,0
841,8

на кумыкском языке

822,8
0,0
0,0
822,8

на лезгинском языке

822,8
0,0
0,0
822,8

на лакском языке

774,1
0,0
0,0
774,1

на табасаранском языке

774,1
0,0
0,0
774,1

Старшие классы
19.
Образовательные программы по родной литературе для старших классов дагестанских школ с родным и русским языками обучения:
республиканский бюджет РД
582,5
582,5
0,0
0,0
Минобрнауки РД
на аварском языке

80,0
80,0
0,0
0,0

на даргинском языке

80,0
80,0
0,0
0,0

на кумыкском языке

80,0
80,0
0,0
0,0

на лезгинском языке

80,0
80,0
0,0
0,0

на лакском языке

80,0
80,0
0,0
0,0

на табасаранском языке

79,4
79,4
0,0
0,0

на русском языке (Литература народов Дагестана)

103,1
103,1
0,0
0,0

20.
Методика преподавания родной литературы в 5-11 классах:
республиканский бюджет РД
5780,7
0,0
5780,7
0,0
Минобрнауки РД
на аварском языке

880,3
0,0
880,3
0,0

на даргинском языке

864,8
0,0
864,8
0,0

на кумыкском языке

822,8
0,0
822,8
0,0

на лезгинском языке

822,8
0,0
822,8
0,0

на лакском языке

774,1
0,0
774,1
0,0

на табасаранском языке

774,1
0,0
774,1
0,0

на русском языке (Литература народов Дагестана)

841,8
0,0
841,8
0,0

21.
Учебные пособия по литературе для 6 класса:
республиканский бюджет РД
2884,7
0,0
0,0
2884,7
Минобрнауки РД
на русском языке

1097,3
0,0
0,0
1097,3

на аварском языке

1016,8
0,0
0,0
1016,8

на табасаранском языке

770,6
0,0
0,0
770,6

22.
Пособия по родному языку для 7 класса:
республиканский бюджет РД
2310,3
0,0
2310,3
0,0
Минобрнауки РД
на аварском языке

825,9
0,0
825,9
0,0

на даргинском языке

817,8
0,0
817,8
0,0

на табасаранском языке

666,6
0,0
666,6
0,0

23.
Учебные пособия по литературе для 8 класса:
республиканский бюджет РД
2251,5
0,0
2251,5
0,0
Минобрнауки РД
на даргинском языке

817,8
0,0
817,8
0,0

на лезгинском языке

783,4
0,0
783,4
0,0

на табасаранском языке

650,3
0,0
650,3
0,0

Педагогические колледжи
24.
Учебные пособия по родным языкам для педколледжей:
республиканский бюджет РД
3404,4
0,0
3404,4
0,0
Минобрнауки РД
на аварском языке

606,3
0,0
606,3
0,0

на даргинском языке

576,9
0,0
576,9
0,0

кумыкском языке

576,9
0,0
576,9
0,0

на лезгинском языке

548,1
0,0
548,1
0,0

на лакском языке

548,1
0,0
548,1
0,0

на табасаранском языке.

548,1
0,0
548,1
0,0

25.
Учебные пособия по родной литературе для
республиканский бюджет РД
5013,5
0,0
0,0
5013,5
Минобрнауки РД
педколледжей:






на аварском языке

880,3
0,0
0,0
880,3

на даргинском языке

841,8
0,0
0,0
841,8

кумыкском языке

841,8
0,0
0,0
841,8

на лезгинском языке

841,8
0,0
0,0
841,8

на лакском языке

803,9
0,0
0,0
803,9

на табасаранском языке

803,9
0,0
0,0
803,9

26.
Методика преподавания родного языка в педколледжах РД:
республиканский бюджет РД
2537,6
0,0
0,0
2537,6
Минобрнауки РД
на аварском языке

425,7
0,0
0,0
425,7

на даргинском языке

423,9
0,0
0,0
423,9

кумыкском языке

422,5
0,0
0,0
422,5

на лезгинском языке

422,5
0,0
0,0
422,5

на лакском языке

421,5
0,0
0,0
421,5

на табасаранском языке

421,5
0,0
0,0
421,5

27.
Программа по родной литературе для педколледжей:
республиканский бюджет РД
310,2
0,0
310,2
0,0
Минобрнауки РД
на аварском языке

52,0
0,0
52,0
0,0

на даргинском языке

52,0
0,0
52,0
0,0

кумыкском языке

51,8
0,0
51,8
0,0

на лезгинском языке

51,8
0,0
51,8
0,0

на лакском языке

51,3
0,0
51,3
0,0

на табасаранском языке

51,3
0,0
51,3
0,0

28.
Методика преподавания родной литературы в педколледжах РД:
республиканский бюджет РД
3166,4
0,0
0,0
3166,4
Минобрнауки РД
на аварском языке

533,8
0,0
0,0
533,8

на даргинском языке

530,0
0,0
0,0
530,0

на кумыкском языке

529,7
0,0
0,0
529,7

на лезгинском языке

528,1
0,0
0,0
528,1

на лакском языке

522,4
0,0
0,0
522,4

на табасаранском языке

522,4
0,0
0,0
522,4

29.
Школьные агульско-русский, русско-агульский словари

650,3
650,3
0,0
0,0
Минобрнауки РД
Культура и традиции народов Дагестана. Изобразительное искусство. Дошкольное образовательное учреждение
30.
Разработка концепции изучения национально-художественной культуры в системе образования РД
республиканский бюджет РД
53,7
53,7
0,0
0,0
Минобрнауки РД
31.
Программа "Родничок" для дошкольных образовательных учреждений
республиканский бюджет РД
0
194,2
0,0
194,2
Минобрнауки РД
32.
Художественная деятельность в детском саду
республиканский бюджет РД
103,1
0,0
103,1
0,0
Минобрнауки РД
33.
Программа "Изобразительное искусство" для 5-8 классов"
республиканский бюджет РД
94,9
94,9
0,0
0,0
Минобрнауки РД
34.
Методическое пособие "Уроки изобразительного искусства в начальной школе"
республиканский бюджет РД
562,4
562,4
0,0
0,0
Минобрнауки РД
35.
Учебное пособие "Дагестанский орнамент"
республиканский бюджет РД
588,8
0,0
0,0
588,8
Минобрнауки РД
36.
Художественно-эстетическое развитие школьников в системе инновационного образования (с учетом национальных художественных традиций народов Дагестана в тесном взаимодействии с искусством России)
республиканский бюджет РД
616,6
0,0
0,0
616,6
Минобрнауки РД
37.
Фестиваль детских драматических коллективов "Юность Дагестана"
республиканский бюджет РД
900,0
315,0
288,0
297,0
Минкультуры РД
38.
Выставка декоративно-прикладного и изобразительного искусства народов Дагестана "Золотые ручки"
республиканский бюджет РД
560,0
196,0
179,2
184,8
Минкультуры РД
39.
Учебно-методический комплект "Мудрые адаты народа" (переиздание)
республиканский бюджет РД
1081,8
0,0
1081,8
0,0
Минобрнауки РД
Переводная литература
40.
Математика для 1-3 кл. по 22 п. л. на каждом языке (9 языков)
республиканский бюджет РД
6793,5
2377,7
2173,9
2241,9
Минобрнауки РД
41.
Окружающий мир для 1-3 кл. по 14 п. л. на каждом языке

6793,5
2377,7
2173,9
2241,9
Минобрнауки РД
42.
Художественная детская литература из серии "Школьная библиотека" на десяти языках народов Дагестана
республиканский бюджет РД
2155,7
754,5
689,8
711,4
Минобрнауки РД
43.
Подготовка и издание учебно-методической литературы по родным языкам для диаспор, проживающих за пределами республики
республиканский бюджет РД
397,0
139,0
127,0
131,0
Минобрнауки РД
44.
Фестиваль национального костюма "Поэзия народного костюма"
республиканский бюджет РД
660,3
231,1
211,3
217,9
Минкультуры РД
45.
Фестиваль художественного творчества "Маленькие горцы"
республиканский бюджет РД
900,0
315,0
288,0
297,0
Минобрнауки РД
46.
Фестиваль детских хоровых коллективов "Веселые нотки"
республиканский бюджет РД
900,0
315,0
288,0
297,0
Минобрнауки РД
ИТОГО на реализацию Программы

107439,0
14762,3
40006,2
52670,5

в том числе:






за счет средств республиканского бюджета

107633,2
14762,3
40006,2
52864,7

за счет средств местных бюджетов

0,0




за счет внебюджетных средств

0,0






------------------------------------------------------------------