По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Приказ Минсельхозпрода РД от 25.02.2014 N 011 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2014-2016 годы"
Зарегистрировано в Минюсте РД 7 апреля 2014 г. № 2836
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПРИКАЗ
от 25 февраля 2014 г. № 011
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
НА 2014-2016 ГОДЫ"
В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 № 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы" (Дагестанская правда, № 87-92, 2014) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2014-2016 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Ш.З.Бахарчиева.
3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном законом порядке.
Министр
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Дагестан
Б.БАТТАЛОВ
Утверждена
приказом Министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Дагестан
от 25 февраля 2014 г. № 011
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2016 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
-
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2014-2016 годы" (далее - Программа)
Нормативный правовой акт, утвердивший Программу
-
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2014-2016 годы" от 25 февраля 2014 г. № 011
Цели и задачи Программы
-
Создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в Республике Дагестан до 841,0 тыс. тонн в 2016 году;
укрепление кормовой базы;
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства;
модернизация отрасли молочного скотоводства.
Целевые индикаторы Программы
-
Доведение к 2016 году численности поголовья коров во всех категориях хозяйств до 492,3 тыс. голов, в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 199,2 тыс. голов;
увеличение к 2016 году валового производства молока во всех категориях хозяйств до 841,0 тыс. тонн;
увеличение к 2016 году надоя молока на корову в год в сельхозпредприятиях до 1920 килограммов;
доведение к 2016 году производства молока в расчете на душу населения до 275 килограммов;
создание одного центра по племенной работе и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
строительство и реконструкция молочно-товарных ферм и комплексов за 2014-2016 годы на 7,0 тыс. скотомест
Сроки реализации Программы
-
2014-2016 годы
Объемы и источники финансирования Программы
-
Средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 75,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 20,0 млн. рублей;
2015 год - 25,0 млн. рублей;
2016 год - 30,0 млн. рублей;
собственные средства сельхозтоваропроизводителей - 1503,5 млн. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 365,8 млн. рублей;
2015 год - 469,6 млн. рублей;
2016 год - 668,1 млн. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
-
Увеличение надоев молока на 1 корову к 2016 году в сельскохозяйственных организациях до 1920 кг; валового производства молока во всех категориях хозяйств - до 841,0 тыс. тонн; увеличение поголовья коров во всех категориях хозяйств до 492,3 тыс. голов;
доведение производства молока в расчете на душу населения до 275 кг в год;
строительство и реконструкция молочно-товарных ферм и комплексов на 7,0 тыс. скотомест;
поступление налогов в бюджеты всех уровней - 103,4 млн. рублей.
1. Характеристика проблемы
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2014-2016 годы" разработана в соответствии с республиканской программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан № 673 от 13 декабря 2013 г.
Программа призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли молочного скотоводства Республики Дагестан.
Молочное скотоводство занимает одно из приоритетных направлений в продовольственном комплексе Республики Дагестан. Важность отрасли определяется ее высокой долей в структуре производства валовой продукции сельского хозяйства, а также существенным влиянием на экономические показатели сельского хозяйства, уровень обеспечения населения продуктами питания.
Вступление России во Всемирную торговую организацию предполагает необходимость принятия действенных мер по обеспечению динамичного развития отраслей животноводства, в том числе и молочного скотоводства. Существующие масштабы производства и продовольственного обеспечения населения выдвигают необходимость принятия срочных мер по эффективному развитию этой отрасли.
За последние пять лет на предприятиях Республики Дагестан наблюдается тенденция увеличения численности коров, объемов производства молока и продуктивности дойного стада. Так, в хозяйствах всех категорий увеличились численность коров с 399,3 тыс. голов в 2009 году до 463,9 тыс. голов в 2013 году (темп роста составляет 116,2 процента), производство молока - с 560,4 тыс. тонн до 755,1 тыс. тонн (134,7 процента) и надой молока на одну корову - с 1578 кг до 1740 кг (110,3 процента). Самый большой удельный вес в структуре численности коров составляют хозяйства населения - 68,5 процента (317,6 тыс. голов), на долю сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится соответственно 16,0 и 15,5 процентов (74,5 и 71,8 тыс. голов). Аналогичная картина наблюдается и по производству молока, т.е. хозяйства населения производят 66,0 процентов (498,5 тыс. тонн), сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства соответственно 15,6 и 18,4 процента (117,5 и 139,1 тыс. голов).
Состояние и тенденции развития молочного скотоводства Республики Дагестан характеризуют показатели, приведенные в таблице 1.
Рентабельность производства молока в 2013 году составила с учетом государственной поддержки 38,3 и без учета - 4,1 процента.
В Республике Дагестан создана система обеспечения комплексной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии со схемами территориального планирования Республики Дагестан, приоритетным проектом Президента Республики Дагестан "Эффективный АПК", имеющими социально-экономическое значение для развития Республики Дагестан.
За последние годы благодаря государственной поддержке, оказанной в рамках реализации мероприятий молочной программы, проведены реконструкция и строительство животноводческих помещений (ферм) для крупного рогатого скота более чем на 10,0 тыс. скотомест, установлены и работают 1 доильный зал, 16 доильных установок по доению в молокопровод, 15 цехов по переработке молока, также приобреталась кормозаготовительная и сельскохозяйственная техника для производства и заготовки кормов.
Таблица 1
Анализ состояния молочного скотоводства
в Республике Дагестан
Показатели
Един. измер.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2013 г. к 2009 г., %
1
2
3
4
5
6
7
8
Поголовье коров на конец года, всего
тыс. гол.
399,3
406,3
425,0
449,8
463,9
116,2
в т.ч. в сельскохозяйственных предприятиях
тыс. гол.
24,4
39,8
54,7
73,2
74,5
305,3
Валовое производство молока, всего
тыс. тонн
560,4
591,7
643,4
732,6
755,1
134,7
в т.ч. в сельскохозяйственных предприятиях
тыс. тонн
57,9
76,1
86,3
115,1
117,5
202,9
Удой молока на корову в год в сельхозпредприятиях
кг
1578
1829
1606
1678
1740
110,3
Производство молока в расчете на душу населения
кг
206
203
220
245
257
124,7
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород
голов
2820
3180
3500
4756
5700
202,1
Выход телят на 100 маток
голов
68
71
67
70
70
102,9
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота
%
1,7
2,1
2,4
2,02
3,6
x
Рентабельность производства молока:
%
с государственной поддержкой
53,8
49,8
28,8
33,2
38,3
x
без государственной поддержки
6,1
3,3
2,6
3,7
4,1
x
По итогам мониторинга выполнения целевых индикаторов по животноводству за 2011-2012 гг. в рамках реализации Государственной программы, проведенного Департаментом животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства России (далее - Минсельхоз России), Республика Дагестан числится среди регионов Российской Федерации в лидерах по приросту производства молока.
В 2012 году Республика Дагестан вошла в первую десятку среди субъектов РФ по производству молока.
Немаловажное значение в достижении полученных показателей имела республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2009-2012 годы".
Однако это радикальным образом не решило проблем доходности молочного скотоводства. Отрасль в республике все еще остается низкорентабельной.
Складывающиеся рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию не обеспечивают получение прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства животноводческой отрасли. Вследствие этого в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах республики недостаточно развита племенная база, низкий выход телят на 100 коров, малая численность племенного скота, низкий уровень реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм, недостаточный уровень кормов по качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам.
Анализ состояния молочного скотоводства в республике показывает, что строительство, реконструкция и модернизация современных молочных комплексов (ферм) с комплектованием их высокопродуктивным поголовьем несут в себе затраты, которые не под силу большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей республики из-за высокой стоимости строительных работ и невозможности обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам.
Одной из важнейших проблем, требующих решения в ближайшие годы, является увеличение объемов производства молока при рациональном использовании кормовой базы и финансовых средств, автоматизации труда на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства.
В современных условиях решение вышеизложенных проблем возможно только с использованием комплексного подхода на основе программно-целевого метода.
На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока до 841,0 тыс. тонн в 2016 году.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
укрепление кормовой базы;
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства;
модернизация отрасли молочного животноводства.
По расчетным данным, выполнение к 2016 году намеченных задач Программы позволит:
в части укрепления кормовой базы:
довести заготовку: грубых кормов до 2000,0 тыс. тонн (692,0 тыс. тонн корм. ед.), в том числе: сена - 1000,0 тыс. тонн (450,0 тыс. тонн. корм. ед.), сенажа - 280,0 тыс. тонн (98,0 тыс. тонн корм. ед.), соломы - 720,0 тыс. тонн (144,0 тыс. тонн. корм. ед.); сочных - 1700,0 тыс. тонн (306,0 тыс. тонн корм. ед.), в том числе силоса - 1700,0 тыс. тонн (306,0 тыс. тонн корм. ед.) и концентрированных кормов - 240,0 тыс. тонн (240,0 тыс. тонн корм. ед.);
заготовить на 1 условную голову скота молочных коров 20,0 центнеров кормовых единиц;
сбалансировать рационы кормления животных по переваримому протеину, довести содержание белка в одной кормовой единице до 105-110 граммов;
в части укрепления племенной базы молочного скотоводства:
довести удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого до 4,1 процента;
создать центр по племенной работе и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
увеличить охват искусственным осеменением маточного поголовья крупного рогатого скота до 10 процентов;
в части увеличения производства молока и ускоренного развития молочного скотоводства:
довести объем валового производства молока во всех категориях хозяйств до 841,0 тыс. тонн;
увеличить среднегодовой надой молока на одну корову в сельскохозяйственных предприятиях до 1920 килограммов;
довести производство молока в расчете на душу населения до 292 килограммов;
в части укрепления материально-технической базы молочного животноводства - строительство и реконструкция молочно-товарных ферм и комплексов на 7,0 тыс. скотомест.
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.
3. Перечень и описание мероприятий Программы
Достижение определенной в Программе цели и решение поставленных задач будет обеспечено за счет проведения комплекса мероприятий.
1. Укрепление кормовой базы на основе следующих мероприятий:
стабилизация площадей и повышение урожайности кормовых культур;
увеличение объемов заготовок грубых, сочных и концентрированных кормов.
Мероприятия позволят укрепить кормовую базу хозяйств и на основе эффективного использования кормовых угодий в достаточном количестве обеспечить предприятия качественными кормами.
Финансирование мероприятий предполагается осуществлять путем субсидирования части затрат на приобретение комбикормов.
2. В рамках задачи по укреплению племенной базы молочного скотоводства будет проводиться целенаправленная работа по созданию центра по племенной работе и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных.
Мероприятия позволят обеспечить сохранение и развитие племенной базы молочного скотоводства, увеличить производство и реализацию племенного материала, улучшить качество выращиваемого и реализуемого племенного молодняка, повысить генетический потенциал сельскохозяйственных животных в товарных хозяйствах.
Поддержка мероприятий по укреплению племенной базы молочного скотоводства будет осуществляться путем субсидирования части затрат:
на создание центра по племенной работе и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных.
3. С целью увеличения производства молока и ускоренного развития молочного скотоводства предусматривается проведение следующих мероприятий:
стимулирование роста молочной продуктивности коров;
приобретение товарного маточного поголовья.
Мероприятия будут стимулировать сохранение и рост поголовья дойного стада, повышение продуктивности коров и как следствие обеспечат увеличение производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями республики.
Стимулирование производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства будет осуществляться путем субсидирования части затрат:
на прирост молочной продуктивности коров;
на покупку товарного маточного поголовья крупного рогатого скота.
4. Модернизация отрасли молочного животноводства будет осуществляться на основе проведения следующих мероприятий:
приобретение специализированной техники и оборудования для производства, переработки (мини-заводы), хранения и реализации молока и молочной продукции;
строительство и реконструкция молочно-товарных ферм и комплексов (за исключением построенных животноводческих объектов за счет грантов на строительство семейных животноводческих ферм на базе КФХ и на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств), в том числе строительство инженерной инфраструктуры к объектам молочного скотоводства.
Мероприятия позволят модернизировать производственную и технологическую базу молочного животноводства.
Поддержка будет реализована путем субсидирования части затрат:
на приобретение специализированной техники и оборудования для производства, переработки (мини-заводы), хранения и реализации молока и молочной продукции;
на строительство и реконструкцию молочно-товарных ферм и комплексов.
4. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2014-2016 годы.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы (социальные,
экономические и экологические последствия)
Кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка молоком и молочными продуктами реализация Программы обеспечит поступление налогов в бюджеты всех уровней за три года в сумме 103,4 млн. рублей (табл. 2).
Таблица 2
Расчет индикаторов экономической эффективности Программы
Показатели
Годы
2013 (базовый)
2014
2015
2016
Основные индикаторы
1. Поголовье молочных коров в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах на начало года, тыс. голов
121,2
127,0
140,0
150,0
2. Надой молока на 1 корову в год в сельхозпредприятиях, кг
1740
1850
1880
1920
3. Валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. тонн
256,6
285,4
310,3
336,5
Вспомогательные индикаторы
1. Валовой продукт отрасли, млн. руб.
2950,9
3282,1
3568,4
3869,7
2. Валовой доход отрасли, млн. руб.
2980,1
3314,9
3604,1
3908,4
3. Чистая прибыль отрасли, млн. руб.
368,0
409,4
424,2
460,0
4. Начисление налогов, млн. руб.
29,4
32,7
33,9
36,8
5. Создание новых рабочих мест, чел.
100
110
130
144
В результате реализации программных мероприятий валовой продукт отрасли в 2016 году достигнет уровня 3869,7 млн. рублей.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий и будет способствовать сохранению природных ресурсов - естественных кормовых угодий.
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства молока.
Сведения об эффективности расходования бюджетных средств Программы приведены в приложении № 3 к настоящей Программе, отражающем степень возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли в среднем 1,6 лет.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности.
Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов Программы, относятся:
1. Внешние риски:
недостаточный уровень финансирования отрасли со стороны инвесторов на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей - из собственных и заемных средств;
вступление России во Всемирную торговую организацию;
неблагоприятная рыночная конъюнктура в части товаров и услуг для села (рост цен на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования.
2. Внутренние риски:
организационные, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках данной Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за недостижения прогнозируемых показателей среднего удоя на корову в год и снижения поголовья молочного скота (минус 3 процента к плану).
Таблица 3
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического
эффекта от реализации Программы
Виды рисков
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Недостижение плановой продуктивности (кг молока на корову)
55
56
58
Недостижение планового поголовья коров, голов
14196
14481
14769
Общая оценка рисков, тыс. тонн
51,5
53,4
56,1
млн. руб. (для расчета принята цена 1 тонны молока - 11,5 тыс. руб.)
592,2
614,1
645,2
Расчеты показали (табл. 3), что риски недостижения плановых показателей удоя на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
6. Методика оценки эффективности Программы
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности.
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по Программе используются показатели (за каждый год и в целом за период действия Программы).
Эффективность расходования бюджетных средств по Программе также рассчитывается как соотношение дополнительной валовой прибыли, полученной по Программе из средств федерального бюджета.
7. Источники и объемы финансирования Программы
Государственная поддержка является важнейшим фактором, обеспечивающим привлечение внебюджетных инвестиций в развитие молочного скотоводства и реализацию Программы.
Программой предусматривается финансирование мероприятий с использованием следующих способов привлечения сельскохозяйственными товаропроизводителями средств:
за счет субсидируемых кредитов;
за счет собственных (или привлеченных) средств.
Общий объем финансирования Программы в 2014-2016 годы составляет 1578,5 млн. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - всего 75,0 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 20,0 млн. рублей;
2015 год - 25,0 млн. рублей;
2016 год - 30,0 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 1503,5 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 365,8 млн. рублей;
2015 год - 469,6 млн. рублей;
2016 год - 668,1 млн. рублей.
Правовые отношения расходных обязательств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан в ежегодном финансировании мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Республикой Дагестан и Минсельхозом России.
Сведения об общей потребности в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы приведены в приложении № 2 к настоящей Программе.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования могут подлежать ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников финансирования.
8. Система управления реализацией Программы
Реализация Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан.
Государственный заказчик Программы:
осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы, ее нормативно-правовое и методическое обеспечение;
обобщает и анализирует статистическую отчетность по ее реализации и опубликовывает доклады о ходе и результатах реализации Программы;
на основе ежегодных докладов подготавливает и представляет в Правительство Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан отчет о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств.
По завершении реализации Программы государственный заказчик подготавливает доклад о ее выполнении и представляет его до 1 марта 2017 года в Правительство Республики Дагестан, Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан.
Управление реализацией Программы осуществляется ее государственным заказчиком.
9. Схема территориального планирования
Сложный рельеф, разнообразие природно-климатических зон, ограниченность земель сельскохозяйственного назначения и традиционный уклад сельского населения республики определили отгонный характер развития животноводства.
Спецификой земель сельскохозяйственного назначения по районам республики является использование горными и предгорными районами земель на плоскости (долгосрочная аренда земель отгонного животноводства).
Более 40 процентов земель сельскохозяйственного назначения расположено в Северной зоне республики (Ногайский, Тарумовский, Кизлярский и Бабаюртовский районы, где в основном развито молочное скотоводство).
Рыночная экономика не признает принципа производства любой ценой, и в республике от него отвыкают с большим трудом. Необходимо, чтобы животноводство вписывалось в конкретные природно-климатические условия, было конкурентоспособным.
При разработке Программы опирались на схему территориального планирования Республики Дагестан, утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 мая 2011 г. № 137, где разработаны принципиальные положения территориальной организации республики и определена стратегия развития территории в разрезе экономических зон и муниципальных образований.
В Программе получили подтверждение и более детальную проработку ключевые позиции по развитию молочного скотоводства, отраженные в "Схеме территориального планирования Республики Дагестан", а именно:
укрепление кормовой базы путем коренного улучшения естественных кормовых угодий, в частности на землях отгонного животноводства;
укрепление племенной базы животноводства путем создания центра по племенной работе и сети мобильных сервисных пунктов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
укрепление технического и технологического перевооружения отрасли путем оснащения комплексов и ферм современным оборудованием по производству, переработке и хранению молока и молочной продукции;
развитие собственной переработки молока путем проектирования и строительства молокоприемных, перерабатывающих пунктов, приобретения и установки мини-цехов по переработке молочной продукции с учетом логистики;
повышение уровня инженерного обустройства за счет развития сети инженерных сооружений (дорог, водопроводных сетей и водозаборных сооружений, канализационных сетей и очистных сооружений, линий электропередачи и т.д.).
Для решения программных задач требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и в других отраслях экономики села.
В целях улучшения сложившейся на селе ситуации в социальной сфере, препятствующей формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса республики, в рамках Республиканской целевой программы по социальному развитию села предоставляются субсидии на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
При реализации указанных мероприятий предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Сетка муниципальных районов является достаточно дробной, что во многом определяется природно-климатическими факторами, прежде всего сложным рельефом, а также многонациональным составом населения республики.
В схеме территориального планирования реализован комплексный подход к развитию территории - с позиций его транспортно-географического положения, природных условий, наличия и состояния сырьевой базы, демографических и трудовых ресурсов, производственного потенциала, уровня развития социальной инфраструктуры, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также с позиции обеспечения населения республики экологически чистым молоком и молочной продукцией собственного производства.
Приложение № 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие молочного скотоводства
и увеличение производства
молока в Республике Дагестан
на 2014-2016 годы"
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО
СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2016 ГОДЫ"
№ п/п
Целевой индикатор
Ед. изм.
Базовый показатель (2012 г.)
2013 г.
Плановый период
2016 г. в % к 2012 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г
Поголовье коров на конец года, всего
тыс. гол.
449,8
463,9
473,2
482,7
492,3
109,4
в т.ч. в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. гол.
139,4
146,3
162,2
181,2
199,2
142,9
1.
Валовое производство молока, всего
тыс. тонн
732,6
755,1
792,7
816,5
841,0
114,8
документа.
------------------------------------------------------------------
4.
в т.ч. в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. тонн
253,2
256,6
285,4
310,3
336,5
132,9
5.
Надой молока на корову в год в сельхозпредприятиях
кг
1696
1740
1850
1880
1920
113,2
6.
Производство молока в расчете на душу населения
кг
250
254
264
269
275
110,0
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота
%
2,02
3,6
3,8
4,0
4,2
x
8.
Создание центра по племенной работе и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных
ед.
1
-
-
9.
Строительство и реконструкция молочно-товарных ферм и комплексов
тыс. скотомест
2,8
1,5
2,5
3,0
Приложение № 2
к ведомственной целевой программе
"Развитие молочного скотоводства
и увеличение производства
молока в Республике Дагестан
на 2014-2016 годы"
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Задачи Программы
Вид государственной поддержки
Ответственный исполнитель
Срок реализации мероприятий, годы
Источники финансирования мероприятий
Объемы финансирования мероприятий, млн. рублей
2014 год
2015 год
2016 год
2014-2016 годы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Укрепление кормовой базы и обеспечение скота качественными высокобелковыми кормами
Субсидирование части затрат на приобретение комбикормов
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
2014-2016
Республиканский бюджет
2,1
2,2
2,2
6,5
Внебюджетные источники
112,8
127,7
147,5
388,0
Итого
114,9
129,9
149,7
394,5
Итого по мероприятию 1
2014-2016
Республиканский бюджет
2,1
2,2
2,2
6,5
Внебюджетные источники
112,8
127,7
147,5
388,0
Итого
114,9
129,9
149,7
394,5
2. Укрепление племенной базы молочного скотоводства
Субсидирование части затрат на создание центра по племенной работе и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
2014-2016
Республиканский бюджет
2,5
2,6
2,7
7,8
Внебюджетные источники
9,5
10,6
12,2
32,3
Итого
12,0
13,2
14,9
40,1
Итого по мероприятию 2
2014-2016
Республиканский бюджет
2,5
2,6
2,7
7,8
Внебюджетные источники
9,5
10,6
12,2
32,3
Итого
12,0
13,2
14,9
40,1
3. Увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства
Субсидирование части затрат на рост молочной продуктивности коров
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
2014-2016
Республиканский бюджет
11,7
15,0
18,0
44,7
Внебюджетные источники
-
-
-
-
Итого
11,7
15,0
18,0
44,7
Субсидирование части затрат на приобретение товарного маточного поголовья крупного рогатого скота
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
2014-2016
Республиканский бюджет
0,5
0,5
0,5
1,5
Внебюджетные источники
67,8
68,0
68,0
203,8
Итого
68,3
68,5
68,5
205,3
Итого по мероприятию 3
2014-2016
Республиканский бюджет
12,2
15,5
18,5
46,2
Внебюджетные источники
67,8
68,0
68,0
203,8
Итого
80,0
83,5
86,5
250,0
4. Модернизация отрасли молочного скотоводства
Субсидирование части затрат на приобретение специализированной техники и оборудования для производства, переработки (мини-заводы), хранения и реализации молока и молочной продукции
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
2014-2016
Республиканский бюджет
1,2
1,7
2,6
5,5
Внебюджетные источники
80,7
121,0
202,0
403,7
Итого
81,9
122,7
204,6
409,2
Субсидирование части затрат на строительство и реконструкцию молочно-товарных ферм и комплексов
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
2014-2016
Республиканский бюджет
2,0
3,0
4,0
9,0
Внебюджетные источники
95,0
142,3
238,4
475,7
Итого
97,0
145,3
242,4
484,7
Итого по мероприятию 4
2014-2016
Республиканский бюджет
3,2
4,7
6,6
14,5
Внебюджетные источники
175,7
263,3
440,4
879,4
Итого
178,9
268,0
447,0
893,9
Итого по всем мероприятиям
2014-2016
Республиканский бюджет
20,0
25,0
30,0
75,0
Внебюджетные источники
365,8
469,6
668,1
1503,5
Итого
385,8
494,6
698,1
1578,5
Приложение № 3
к ведомственной целевой программе
"Развитие молочного скотоводства
и увеличение производства
молока в Республике Дагестан
на 2014-2016 годы"
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
ПО ПРОГРАММЕ И МЕТОДИКА ЕЕ РАСЧЕТА
Показатели
Годы
Всего за
2014
2015
2016
3 года
Ежегодный прирост валового производства молока, тыс. тонн
37,6
23,8
24,5
85,9
Ежегодный прирост валового производства молока в стоимостном выражении (ВП), млн. рублей
432,4
273,7
281,7
987,8
Финансирование на продукцию, млн. рублей всего (Ф)
385,8
494,6
698,1
1578,5
из республиканского бюджета Республики Дагестан (Д)
20,0
25,0
30,0
75,0
Показатели эффективности, %:
112,1
55,3
40,3
62,6
2162,0
1094,8
939,0
1317,1
Эффективность расходования средств финансирования определяли по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по показателю , который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:
, где:
- показатель общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении;
- объем финансирования производства продукции.
Показатель общей эффективности расходования финансовых средств Программы в среднем арифметическом выражении составляет 21,6 процента. Это означает достаточно степень возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем 1,6 лет (100:62,6 = 1,6).
Планируемая эффективность расходования бюджетных средств по Программе рассчитана по формуле:
, где:
- планируемая эффективность расходования бюджетных средств по Программе;
- ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении;
- расходы республиканского бюджета Республики Дагестан по Программе.
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств составляет 1317,1 процента, что для Программы, предназначенной создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу, следует считать высоким показателем.
Приложение № 4
к ведомственной целевой программе
"Развитие молочного скотоводства
и увеличение производства
молока в Республике Дагестан
на 2014-2016 годы"
РЕЕСТР
НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ХОЗЯЙСТВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, УЧАСТВУЮЩИХ
В РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2016 ГОДЫ"
Район
Название хозяйства
Валовое пр-во молока, тонн
1
2
3
1. Бабаюртовский
КФХ "Нур"
1732,5
СПК "Сектор"
591,0
СПК "Мичурина"
311,7
СПК "Агрокавказ"
889,7
СПК "Беркут"
275,0
ООО "Колос"
381,9
СПК "Мичурина"
392,2
2. Кизлярский
ОАО "Кизлярагрокомплекс"
2532,0
ООО "Агрофирма "Молочник"
2121,3
ООО "Племпредприятие "Элита"
1505,9
ООО "Аверьяновка"
1143,7
КФХ "Мареновка"
1063,9
А/Ф "Арешевка"
225,4
КФХ "Радость"
222,7
ООО "Огузер"
492,0
ИП ГКФХ "Алимурзаев Алимурза"
188,0
СПК "Вперед"
3610,9
ООО "Маяк"
320,0
СПК "Дружба"
263,0
ООО "Марьям"
217,6
ООО "Терек"
437,6
СПК "Шарвили"
265,4
СПК "Риск"
231,5
3. Ногайский
КФХ "Рассвет"
530,7
СПК "Дад"
332,9
4. Тарумовский
ООО "Шанс"
797,0
КФХ "Прогресс"
544,0
ООО "Дебга"
390,4
КФХ "Гулебки"
404,1
ООО "Бирюзак"
340,8
КФХ "Сухоречье"
343,5
КФХ "Афганец"
337,5
КФХ "Кочубей"
321,9
ООО "Узни"
324,8
ООО "Агроимперия"
243,1
КФХ "Магомед"
208,5
КФХ "Звезда"
166,9
СПК "1-я Пятилетка"
327,0
МУП "Таловка"
638,4
СПК "Калиновка"
241,5
5. Хасавюртовский
КФХ "Магомедов И.А."
316,1
КФХ "Коневод"
165,4
МУП им. А.Аджиева
184,6
СПК А/Ф "Сивух"
237,6
СПК им. Даниялова
183,0
6. Кизилюртовский
СПК "А/Ф им. У.Буйнакского"
1016,0
КФХ "Мурад"
347,3
КФХ "Гасандибиров Гасандибир"
348,8
СПК им. Р.П.Аскерханова
208,0
КФХ "Леся"
141,7
ООО "Люкс"
110,5
СПК "Руслан"
331,4
СПК "Новочиркейское"
287,8
СПК "Какаюртовский"
222,3
7. Кумторкалинский
КФХ "Шамиль"
1603,8
КФХ "Яраг-яга"
335,0
СПК "Хочбарский"
292,5
8. Каякентский
ГУП "Утамышский"
243,7
ГУП "Каякентский"
292,6
ГУП "Каспий"
350,0
9. Карабудахкентский
СПК "к/з им. Карабудагова"
415,2
КФХ "Арслан"
408,2
КФХ "Какашура"
352,5
КФХ "Гурбуки"
437,2
10. г. Махачкала
ООО ОРХ "Дагестанская"
482,2
КФХ "Спектр"
168,0
МУП "8 Марта"
298,7
МУП "Шамхальский"
273,0
11. Казбековский
СПК "Дружба"
325,6
СПК "Красный Октябрь"
416,0
ГУП "Дылымское"
361,0
СПК "Новая жизнь"
319,0
МУП "Хубар"
280,5
СПК "Гертма"
277,5
12. Новолакский
СПК "Газимагомед"
497,7
СПК "Ленина"
205,0
13. Сергокалинский
ООО ТД "Волгоград-Дагестан"
351,0
СПК "Колхоз"
90,3
СПК "Кард"
195,0
14. Хивский
ООО "Возрождение"
115,5
15. Табасаранский
Глава КФХ Наврузалиев Ф.Н.
293,5
Глава КФХ Рагимова К.М.
281,3
16. Акушинский
СПК "Гинта"
304,3
СПК им. С.Курбанова
287,5
СПК им. Мичурина
259,2
СПК "Дружба"
240,0
СПК "Бургимак"
250,6
СПК "Цуликанский"
293,6
СПК "Золотое руно"
276,7
17. Ахвахский
СПК "Анчихский"
228,0
СПК "Ингердах"
220,8
18. Ахтынский
СПК "Намус"
164,2
19. Ботлихский
СПК "Хелетуринский"
259,1
СПК "Алак"
224,9
СПК "Шодродинский"
184,3
20. Гергебильский
ЗАО "Дарада-Мурада"
1830,4
СПоК "Кикунинский"
704,7
СПК "Сокол"
629,8
ПК "Хартикунинский"
699,0
СПК "Гергебиль"
284,1
ПК "Романтик"
217,3
ООО "Аймаки"
192,1
21. Гумбетовский
СПК "Мехельтинский"
294,0
КФ "Заря"
198,0
22. Гунибский
СХК А/Ф "Согратль"
799,9
СХК А/Ф "Чох"
814,3
СХК А/Ф М.Гаджиева
262,7
СХК А/Ф "Бухты"
313,1
СХК А/Ф им. Даниялова
266,2
СХПК "Кегер"
208,5
СХК А/Ф "Шамгода"
203,7
ООО "Агростройинвест"
273,0
СХК А/Ф Бацада
216,2
СХПК А/Ф им. Фаталиева
208,5
23. Дахадаевский
СПК племхоз "Уркарахский"
233,7
ОАО "Каспийск"
550,0
СПК "Зубанчи"
212,2
24. Кулинский
Глава КФХ Ганапиев М.А.
471,2
КФХ "Дучар"
423,8
Глава КФХ Исупаев Р.Р.
422,0
КФХ "Дар" Омариев О.
370,0
КФХ "Авадан"
261,7
СПК "Цовкра-2"
668,4
СПК "Тарих"
264,3
КФХ "Шейхгасанов"
247,7
СПК "Б.Аминова"
410,0
СПК "Гамиях"
267,3
СПК "Кулинский"
817,3
25. Лакский
СПК "Иниша"
585,6
СПК "Красное Знамя"
211,8
СПК "Орджоникидзе"
245,7
СПК "Дагестан"
351,4
26. Левашинский
ГУП им. Богатырева
364,8
СПК "Дзержинского"
343,9
СПК "Раздолье"
442,8
СПК "Какамахи"
417,6
СПК "Степь"
321,0
СПК "Кашар"
187,0
КФХ "Весна гор"
110,4
СПК "Барда"
117,4
КФХ "Асадула"
172,9
КФХ "Зайпулаева"
148,6
ГУП им. Г.Гамидова
176,2
27. Рутульский
СПК "Ленина"
209,6
28. Шамильский
ГУП "Тидибский"
209,6
СПК им. М.Гасанова
221,7
29. Тляратинский
ПК "Забота"
330,0
ИП "КФХ Османов Магомед"
384,0
КФХ "Маг"
261,3
СПК "Джурмут"
214,5
СПК "Джурмут-1"
252,4
СПК "Чкалова"
250,8
СПК "Мазадинский"
235,8
СПК "Гиндибский"
178,8
СПК "Камилюх"
157,0
СПК "Тельмана"
163,2
30. Унцукульский
ООО "Маъмиз"
276,8
СПК "Гунзари"
111,0
СПК "Яблоко"
141,7
СПК "Рубин"
100,8
ООО "Омар"
121,8
31. Хунзахский
СПК им. Хизроева
1242,0
ПСА им. Д.Алиевича
825,6
СПК "Красный Партизан"
454,0
ООО "Племсервис"
492,7
КФХ "Горец"
318,8
КФХ "Мурад"
298,7
СПК "Амиштинский"
356,8
ООО "Услуга"
133,9
СПК "Алхас-Кули"
147,2
СПК "Партизан"
123,4
ООО "Меринос"
208,0
ООО "Шанс"
213,0
СПК "Тельмана"
212,5
СПК "Мурад Зиявудинович"
101,2
СПК "Энгельса"
309,1
СПК "Гацалухский"
154,0
СПК "Гиничутлинский"
129,0
СПК "Знатные люди"
277,9
СПК "Новая жизнь"
246,7
СПК "Ленина"
205,6
32. Цунтинский
СПК им. М.Дахадаева
412,0
33. Цумадинский
СПК "Эзмаду"
387,9
СПК "Гигатли"
342,2
ИП Глава КФХ Гаджимурадов О.И.
356,6
КФХ Коратов Гаджимагомед
507,6
КФХ "Бетергай"
386,7
СПК "Тинди"
334,0
КФХ "Азия"
387,1
КФХ "Гаквари" Газимагомедов А.
241,5
СПК "Хуштада"
188,4
СПК "Кеди"
123,1
СПК "Параев"
96,3
34. Чародинский
ООО МХП "Чародинское"
282,0
СПК "Шалиб"
237,9
СПК им. Орджоникидзе
211,2
СПК А/Ф "Мугурух"
271,1
СПК им. Чапаева
213,4
ИТОГО:
76845,2
------------------------------------------------------------------