Распоряжение Правительства РД от 06.05.2014 N 125-р <О Плане мероприятий ">



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. № 125-р
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжения Правительства РД
от 27.05.2015 № 207-р)

В целях обеспечения доступности, повышения эффективности и качества предоставляемых населению Республики Дагестан услуг в сфере социального обслуживания в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и с учетом Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 650:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Дагестан (2013-2018 годы)" (далее - "дорожная карта").
2. Министерству финансов Республики Дагестан совместно с Министерством труда и социального развития Республики Дагестан при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать средства на финансирование мероприятий "дорожной карты".
3. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан:
совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных образований, общественными организациями обеспечить выполнение мероприятий "дорожной карты";
предоставлять ежегодно к 1 февраля в Правительство Республики Дагестан информацию о ходе реализации мероприятий "дорожной карты".
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Дагестан от 4 апреля 2013 г. № 72-р (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, № 7, ст. 485).
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.КАРИБОВ





Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 6 мая 2014 г. № 125-р

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (2013-2018 ГОДЫ)"

I. Общее описание "дорожной карты"

1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Дагестан (2013-2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с:
указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указами № 597 и № 1688);
планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 650;
методическими рекомендациями по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 января 2013 г. № 21;
методическими рекомендациями по внесению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации изменений в планы мероприятий ("дорожные карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)" (письмо Минтруда России от 7 марта 2014 г. № 12-0/10/П-1077).
Для полного удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
В Республике Дагестан система социального обслуживания населения состоит из бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения, которая позволяет своевременно предоставлять гражданам широкий спектр государственных социальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
Система социального обслуживания населения республики постоянно развивается: совершенствуются формы работы с гражданами в целях наиболее полного удовлетворения их потребностей в социальных услугах, развивается сеть учреждений социального обслуживания, разрабатываются новые формы и виды социальных услуг.
В систему социального обслуживания населения республики входят 99 учреждений социального обслуживания населения, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Дагестан, в том числе:
7 стационарных учреждений социального обслуживания населения общей мощностью 1192 койко-места, предоставляющих различные социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам (три дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа, один психоневрологический интернат, один детский дом-интернат для умственно отсталых детей и два учреждения социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий);
53 государственных бюджетных учреждения социального обслуживания - комплексные центры (центры) социального обслуживания населения в муниципальных образованиях, функционирующие в каждом городе и районе Республики Дагестан и имеющие в своей структуре: 211 отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, 89 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, 47 отделений дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, 4 стационарных отделения постоянного (временного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 10 социально-реабилитационных отделений и 53 отделения срочного социального обслуживания;
39 учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказывающих социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые и другие виды социальных услуг.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 9 сентября 2005 г. № 149 утвержден Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, государственными учреждениями социального обслуживания населения в Республике Дагестан. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2005 г. № 241 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания населения, а также на условиях полной или частичной оплаты.
В 2013 году учреждениями социального обслуживания населения социальные услуги предоставлены около 200 тыс. граждан.
Основной целью реализации "дорожной карты" является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставляемых населению Республики Дагестан услуг в сфере социального обслуживания.
Достижению данной цели будет способствовать:
модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости;
возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, благотворителей и добровольцев;
расширение видов социальных услуг;
осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг;
реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.
Для сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, связанных с повышением оплаты труда социальных работников.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Республики Дагестан, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. Низок уровень оплаты труда работников сферы социального обслуживания населения.
В 2013 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 7404,0 руб., или 43,2 проц. к уровню среднемесячной заработной платы по Республике Дагестан. По состоянию на 1 января 2014 года штатная численность социальных работников в учреждениях социального обслуживания населения республики составляет 4596,5 единицы.
2.2. В системе социального обслуживания республики наблюдается дефицит квалифицированных кадров.
Данная проблема обусловлена напряженностью и интенсивностью труда социальных работников, а также низким уровнем оплаты их труда.
2.3. Социальный и возрастной состав обращающихся и нуждающихся в социальных услугах свидетельствует о том, что в ближайшие годы потребность в оказании социальных услуг в стационарных условиях и на дому сохранится.
Очередь на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания в Республике Дагестан в настоящее время не имеется. При этом очередность на получение социальных услуг на дому по состоянию на 1 января 2014 года составляет 1,4 тыс. человек, или 4,6 проц. от числа получивших социальные услуги на дому.
2.4. В шести муниципальных районах республики гражданам пожилого возраста и инвалидам не предоставляются социальные услуги в полустационарных условиях.
В составе отдельных комплексных центров (центров) социального обслуживания населения в муниципальных образованиях отсутствуют отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Данная ситуация обусловлена тем, что помещения отдельных комплексных центров (центров) социального обслуживания населения в муниципальных образованиях не имеют достаточных площадей, соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам для открытия указанных отделений.
2.5. Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания населения устарела.
Здания трех стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Дагестан требуют капитального и текущего ремонта, 54 учреждения социального обслуживания населения не имеют собственных помещений (помещения занимают на условиях безвозмездного пользования и аренды). Практически все учреждения социального обслуживания населения не обеспечены в полном объеме необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем и автотранспортом.
2.6. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, благотворителей и добровольцев. Социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам в Республике Дагестан предоставляются государственными учреждениями социального обслуживания населения.
3. Целями "дорожной карты" являются:
совершенствование нормативной правовой базы Республики Дагестан в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
оптимизация структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания населения путем ликвидации неэффективных подразделений, проведения действенной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и престижа профессии социального работника;
повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения до 100 проц. от средней заработной платы в Республике Дагестан;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
развитие рынка социальных услуг.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"
4.1. Реализация комплексных мероприятий по повышению качества социального обслуживания населения на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания Республики Дагестан и выявления существующих проблем в социальной сфере.
4.2. Создание нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения с учетом вступления в силу с 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
4.3. Увеличение численности граждан пожилого возраста, получающих социальные услуги, и удовлетворение их спроса на получение качественных и комплексных социальных услуг на основе совершенствования механизмов и форм социального обслуживания.
4.4. Ежегодное обучение работников учреждений социального обслуживания населения с целью повышения их квалификации.
4.5. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг.
4.6. Сокращение численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения (преимущественно административно-управленческого персонала), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных работников.
4.7. Доведение соотношения заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания к средней заработной плате по Республике Дагестан до целевых значений (100 проц.) в 2017 году в соответствии с указами № 597 и № 1688.
4.8. Создание в стационарных учреждениях социального обслуживания населения надлежащих условий для проживания граждан пожилого возраста на основе укрепления материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе в рамках Республиканской социальной программы по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации.
4.9. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;
привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания.
5. В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбраны:

Наименование показателя
Ед. изм.
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
1
2
3
4
5
6
7
8
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, в том числе:
%
99,1
99,2
99,3
99,3
99,3
100,0
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа
%
100
100
100
100
100
100
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля
%
100
100
100
100
100
100
в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей
%
100
100
100
100
100
100
в полустационарных учреждениях социального обслуживания
%
98,7
100
100
100
100
100
в учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому
%
98,8
98,8
99,0
99,0
99,6
100
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и в немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности
%
-
-
1,0
2,0
3,0
5,0
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий
%
-
-
-
-
-
-
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности
%
-
-
0,1
0,2
0,3
10
Доля получателей социальных услуг от общего числа жителей
%
7,7
7,7
7,8
7,8
7,9
7,9

Показатели нормативов "дорожной карты" Республики Дагестан приведены в приложении.

II. План мероприятий

№ п/п
Мероприятия
Ожидаемые результаты
Срок реализации
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
5
1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения
1.1.
Анализ положения дел в сфере социального обслуживания населения, выявление существующих проблем и подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания пожилых граждан
разработка мер по повышению качества социального обслуживания населения;
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
по результатам проведенного анализа предоставление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
по запросу
1.2.
Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения за счет ликвидации непрофильных для социального обслуживания населения подразделений, перевода маловостребованных гражданами социальных услуг на платную основу, а также перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга
по результатам проведенной оптимизации предоставление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
2014-2017 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
1.3.
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния в учреждениях социального обслуживания населения:
ведение паспортов комплексной безопасности;
обеспечение сохранности и безопасности учреждений социального обслуживания населения
ежегодно в IV квартале
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, ГКУ РД "Центр обеспечения деятельности по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Дагестан от чрезвычайных ситуаций",
Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (по согласованию)
принятие мер по устранению выявленных недостатков
по результатам мониторинга предоставление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
1.4.
Проведение анализа качества и доступности предоставления социальных услуг населению на основе социологических исследований среди получателей социальных услуг
по результатам проведенного анализа предоставление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно во II квартале
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
1.5.
Мероприятия, направленные на сокращение очереди, на получение государственных услуг - доля граждан, получивших государственные услуги в учреждениях социального обслуживания населения
сокращение очереди путем увеличения нагрузки на социальных работников сельской и городской местности
ежегодно в I квартале
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
1.6.
Анализ эффективности расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг:
проверка правильности планирования расходов, полученных в качестве платы за стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;
проведение анализа расходования средств, полученных в качестве платы за стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;
проведение анализа расходования средств, полученных комплексными центрами (центрами) социального обслуживания населения за предоставление платных услуг населению
по результатам проведенного анализа предоставление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно в I квартале
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2. Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания
2.1.
Формирование новой законодательной и нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения в Республике Дагестан
приведение законодательных (нормативных) актов Республики Дагестан в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
2014 год
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство юстиции Республики Дагестан
2.1.1.
Разработка проекта закона Республики Дагестан "Об основах социального обслуживания граждан в Республике Дагестан"
принятие Закона Республики Дагестан
2014 г.
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.2.
Разработка проекта закона Республики Дагестан "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг"
принятие Закона Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.3.
Разработка проекта закона Республики Дагестан "Об установлении предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно"
принятие Закона Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.4.
Утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Республики Дагестан в связи с реализацией полномочий в Республике Дагестан в сфере социального обслуживания
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.5.
Утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Республики Дагестан, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.6.
Утверждение норм питания в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Республики Дагестан
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.7.
Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.8.
Разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
2014 год
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.9.
Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.10.
Установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.11.
Утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа Республики Дагестан, уполномоченного на осуществление такого контроля
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
2014 год
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.12.
Утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
2014 год
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.13.
Обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети "Интернет"
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.14.
Утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в Республике Дагестан
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.1.15.
Определение порядка предоставления сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан
после принятия нормативного правового акта на федеральном уровне
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.2.
Внедрение механизма частно-государственного партнерства в систему социального обслуживания
принятие нормативных правовых актов Республики Дагестан
2014-2015 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
2.3.
Проведение мониторинга регионального и федерального законодательства по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста в целях совершенствования законодательства Республики Дагестан в соответствующей области
совершенствование нормативно-правовой базы для улучшения социального положения граждан
2014-2018 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию
3.1.
Разработка и представление в Правительство Республики Дагестан проекта республиканской социальной программы по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам
ежегодно в III квартале
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан,
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (по согласованию)
3.2.
Реализация подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Республики Дагестан "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 ноября 2013 г. № 619
улучшение качества жизни граждан пожилого возраста
2014-2018 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
3.3.
Обеспечение взаимодействия между организациями здравоохранения, аптечными организациями и организациями социального обслуживания по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером)
реализация комплекса мер по организации взаимодействия между организациями здравоохранения, аптечными организациями и организациями социального обслуживания по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами
постоянно
Министерство здравоохранения Республики Дагестан,
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
3.4.
Внедрение технологии социального сопровождения отдельных категорий граждан (семей), попавших в трудную жизненную ситуацию
предоставление гражданам социальных услуг на основе социального сопровождения
2014-2015 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
4. Сокращение очереди на получение социальных услуг
4.1.
Анализ результатов реализации перспективной схемы развития и размещения в Республике Дагестан стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года
по результатам проведенного анализа предоставление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
по запросу
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
4.2.
Укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов за счет проведения капитального ремонта в рамках софинансирования Республиканской социальной программы по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности (за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации)
повышение качества предоставляемых социальных услуг
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан,
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (по согласованию)
4.3.
Разработка методики внедрения механизма подушевого финансирования социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения Республики Дагестан в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
принятие нормативных правовых актов Республики Дагестан;
возможность выбора поставщика социальных услуг;
развитие конкурентной среды в системе социального обслуживания населения
2014-2015 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан,
Министерство финансов Республики Дагестан
4.4.
Внедрение систем нормирования труда в учреждениях бюджетной сферы с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013 года № 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях"
принятие нормативных правовых актов Республики Дагестан
2014-2016 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
4.5.
Внедрение показателей эффективности деятельности основных категорий работников в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 287 "О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников", и заключение трудовых договоров в соответствии с примерной формой трудового договора ("эффективный контракт")
организация работы по внедрению показателей эффективности деятельности основных категорий работников
2014 год
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
4.6.
Анализ деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей в сфере социального обслуживания пожилых граждан, детей и инвалидов
по результатам проведенного анализа подготовка предложений по активизации участия в деятельности по оказанию социальных услуг пожилым гражданам, детям и инвалидам социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей
2014 год
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
4.7.
Организация работы мобильных бригад при учреждениях социального обслуживания населения
увеличение охвата граждан социальным обслуживанием
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
4.8.
Привлечение негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания
повышение качества и доступности услуг в сфере социального обслуживания населения
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества работы организаций
5.1.
Разработка Плана мероприятий по внедрению независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги, в Республике Дагестан
утверждение Плана мероприятий по внедрению независимой системы оценки качества работы учреждений социального обслуживания
II квартал 2014 года
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
5.2.
Обеспечение организационно-технического сопровождения общественного совета по проведению независимой оценки качества работы и составлению рейтингов, обеспечение координации работы по реализации в Республике Дагестан независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги
обеспечение независимого контроля за деятельностью учреждений социального обслуживания Республики Дагестан
постоянно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
5.3.
Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности всех организаций социальной сферы
поддержание официальных сайтов во всех организациях социальной сферы, размещение организациями информации о своей деятельности на официальном сайте www.bus.gov.ru
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
5.4.
Проведение мониторинга работы организаций социальной сферы, формирование независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, и составление рейтингов их деятельности
публикация рейтингов деятельности, разработка и утверждение планов по улучшению качества работы организаций, оказывающих социальные услуги
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
5.5.
Проведение информационной кампании в средствах массовой информации, в том числе с использованием сети "Интернет", о функционировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги
повышение информированности потребителей услуг и общественности о проведении независимой оценки и качестве работы организаций, оказывающих социальные услуги
постоянно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
5.6.
Проведение мониторинга функционирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в Республике Дагестан
отчет о реализации независимой системы в соответствующее отраслевое министерство и копию в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, заполнение форм отчетности в информационно-аналитической системе
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
5.7.
Организация работы комиссий в управлениях социальной защиты населения в муниципальных образованиях по повышению качества предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания с участием представителей контрольно-надзорных органов, медико-социальной экспертизы, органов управления здравоохранения, образования, внутренних дел и иных организаций
контроль за качеством предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
5.8.
Организация информационно-разъяснительной работы о системе социального обслуживания, видах и условиях предоставления социальных услуг
повышение информированности населения о системе социального обслуживания в Республике Дагестан и обоснованности принимаемых решений о предоставлении социальных услуг
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6. Сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессии социальных работников, совершенствование оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения
6.1. Участие в реализации мер по повышению заработной платы работникам учреждений социального обслуживания населения в соответствии с Указами № 597 и № 1688
6.1.1.
Проведение мероприятий по повышению кадрового потенциала работников учреждений социального обслуживания населения в соответствии с планом мероприятий по повышению кадрового потенциала работников учреждений социального обслуживания населения
повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания населения, в том числе занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.1.2.
Разработка и реализация Плана информационно-разъяснительной работы по реализации "дорожной карты", включая меры по повышению оплаты труда, с привлечением широкой общественности и профсоюзов, в том числе проведение конференций, семинаров, встреч, собраний в трудовых коллективах; анализ обращений работников учреждений, ответы на вопросы, в том числе в средствах массовой информации и на сайтах; обсуждение хода реализации "дорожной карты" на заседаниях трехсторонней комиссии
проведение информационно-разъяснительной работы
2014-2015 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.1.3.
Сбор и обобщение данных учреждений социального обслуживания о численности и средней заработной плате работников учреждений социального обслуживания
наличие информационно-аналитической записки с предложениями для прогнозируемых расчетов;
ежеквартально
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
по результатам проведенного анализа предоставление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
по запросу
6.1.4.
Расчет потребности и учет при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан расходов на повышение заработной платы работников учреждений социального обслуживания населения в соответствии с утвержденными планами-графиками Республики Дагестан реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 в части повышения оплаты труда социальным работникам
обоснование бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Дагестан на очередной финансовый год и на плановый период
ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на очередной финансовый год и на плановый период
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.1.5.
Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих поэтапное повышение оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения, и доведение соотношения заработной платы работников учреждений социального обслуживания населения к средней заработной плате по Республике Дагестан до целевых значений (100%) к 2018 году в соответствии с Указами № 597, № 1688
наличие нормативных правовых актов Республики Дагестан
ежегодно при необходимости
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан,
Министерство финансов Республики Дагестан
6.1.6.
Проведение мероприятий по привлечению средств на повышение оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения за счет интенсификации труда, оптимизации инфраструктуры с целью внедрения комплексного подхода к организации социальных служб, комплексного подхода при преобразовании учреждений, предоставляющих социальные услуги, оптимизации административно-управленческого персонала, ликвидации структурных подразделений учреждений, предоставляющих социальные услуги, маловостребованные населением
утверждение Плана мероприятий по привлечению средств на повышение оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения за счет оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения
2014-2017 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.1.7.
Мероприятия по установлению уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания населения и средней заработной платы работников учреждений не более чем в 8 раз
поддержание уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания населения и средней заработной платы работников учреждений не более чем в 8 раз доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках мониторинга
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.1.8.
Поддержание предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения в размере не более 40 проц.
предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения в размере не более 40 проц.;
доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках мониторинга
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.1.9.
Обеспечение соблюдения установленных соотношений средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждений
соблюдение установленных соотношений средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждений;
доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках мониторинга
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.1.10.
Поддержание соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения до 1:0,7-1:0,5
соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения до 1:0,7-1:0,5;
доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках мониторинга
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.1.11.
Мероприятия по повышению квалификации и переподготовке работников государственных учреждений с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям
соответствие работников государственных учреждений современным квалификационным требованиям
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.1.12.
Мероприятия по проведению в трудовых коллективах как со стороны администрации государственных учреждений, так и с участием представителей Министерства труда и социального развития Республики Дагестан разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда работников и перехода на "эффективный контракт", а также мероприятия по разработке и реализации региональных "дорожных карт", включая меры по повышению оплаты труда, с привлечением широкой общественности и профсоюзов, в том числе проведение конференций, семинаров, встреч, собраний в трудовых коллективах; анализ обращений работников учреждений, ответы на вопросы, в том числе в средствах массовой информации и на сайтах; обсуждение хода реализации региональной "дорожной карты" на заседаниях региональной трехсторонней комиссии
выступления и публикации руководителей и специалистов Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, совещаний;
использование информационных ресурсов в целях достижения максимального уточнения подходов и ключевых действий в отношении повышения оплаты труда, предусмотренного Указами № 597 и № 1688 категориям работников в сфере социального обслуживания
ежегодно
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.2.
Мониторинг достижения целевых показателей повышения оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения в соответствии с Указами № 597 и № 1688 с обсуждением доклада в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации на заседании региональной трехсторонней комиссии
по результатам проведенного мониторинга предоставление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
два раза в год: 1 июля,
31 декабря
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.3.
Внесение изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, и в Положение об оплате труда работников государственных учреждений - центров занятости населения в муниципальных районах и городских округах Республики Дагестан, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, утвержденное постановлением Правительства Республики Дагестан от 8 октября 2009 г. № 347, в части достижения показателей повышения оплаты труда в соответствии с Указами № 597 и № 1688
наличие нормативных правовых актов Республики Дагестан
2014 год
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.4.
Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышение квалификации работников государственных учреждений наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников
организация работы по профессиональной переподготовке и повышение квалификации работников государственных учреждений в соответствии с квалификационными требованиями и учетом современных требований, предъявляемых рынком труда, в том числе путем внедрения профессиональных стандартов по основным профессиям
2014-2015 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.5.
Мероприятия, направленные на введение "эффективного контракта", - повышение квалификации работников государственных учреждений, мероприятия по проведению в 2014 году подготовительной работы к внедрению с 2015 года профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания населения
организация работы по внедрению с 2015 года профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания населения, включающих повышение квалификации и переподготовку работников учреждений социального обслуживания населения
2014 год
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.6.
Внедрение с 2015 года профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания населения, включающих повышение квалификации и переподготовку работников учреждений социального обслуживания населения, с целью обеспечения их соответствия современным квалификационным требованиям
оказание методической помощи учреждениям социального обслуживания населения по применению профессиональных стандартов
с 2015 года
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
возможно пропущено слово "приложение".
------------------------------------------------------------------
6.7.
Перевод работников учреждений социального обслуживания на "эффективный контракт" в соответствии с № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р
разработка инструкции (регламента) по порядку формирования аттестационной комиссии и аттестации работников;
аттестация работников;
соответствие должностных обязанностей, определенных трудовым договором (должностной инструкцией) и фактически исполняемых трудовых обязанностей работника;
соответствие квалификации работника требуемой квалификации для выполнения должностных обязанностей;
выполнение работником показателей эффективности деятельности, как установленных в организации, так и планируемых к введению при переводе работника на "эффективный контракт"
2014-2015 годы
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.8.
Мероприятия по заключению трудовых договоров с руководителями учреждений (трудовых договоров для вновь назначаемых руководителей) на основе типовой формы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения", в соответствии со статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации
приведение трудовых договоров с руководителями в соответствие с типовой формой;
создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала. По состоянию на 1 января 2014 г. количество фактически заключенных дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителями учреждений - 100 проц.
по мере необходимости
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.9.
Мероприятия по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания населения, а также граждан, замещающих указанную должность, включая предоставление ими сведений о доходах и имуществе и размещение их в сети "Интернет"
создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений социального обслуживания; обеспечение предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания населения, а также граждан, замещающих указанную должность, с размещением в том числе в сети "Интернет" - 100 проц.
ежегодно до 30 апреля
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.10.
Организация выборочной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, предоставленных руководителями учреждений социального обслуживания населения
исключение случаев коррупции
ежегодно во II квартале
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан
6.11.
Организация и проведение конкурсов на звание "Лучший социальный работник"
повышение престижа профессии социальных работников учреждений социального обслуживания населения
IV квартал 2015 года, 2016 года, 2018 года
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан





Приложение
к Плану мероприятий ("дорожная карта")
"Повышение эффективности и качества услуг
в сфере социального обслуживания населения
Республики Дагестан (2013-2018 годы)"

ПОКАЗАТЕЛИ
НОРМАТИВОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжения Правительства РД
от 27.05.2015 № 207-р)

Субъект Российской Федерации: Республика Дагестан
Категория работников: социальные работники


Наименование показателей

2013 г. факт
2014 г. факт
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2014 г. - 2016 г.
2013 г. - 2018 г.
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
1.
Норматив числа получателей услуг на 1 работника отдельной категории (по среднесписочной численности работников) с учетом региональной специфики
X
6,9
8,7
8,8
9,0
9,4
9,8
X
X
2.
Число получателей услуг, чел.
X
31147
38281
38300
39529
41139
42811
X
X
3.
Среднесписочная численность социальных работников, чел.
X
4546
4399
4374
4374
4374
4374
X
X
4.
Численность населения Республики Дагестан, чел.
2938242
2954976
2967651
2980546
2991927
3001812
3010381
X
X
5.
Планируемое соотношение средней заработной платы отдельной категории работников и средней заработной платы в Республике Дагестан:









6.
по Программе поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, %
X
47,5
58,0
68,5
79,0
89,5
100,0
X
X
7.
по Республике Дагестан, %
X
43,2
59,5
66,8
79,0
100,0
100,0
X
X
8.
Средняя заработная плата работников по Республике Дагестан, руб.
13659,6
17134,6
19359,2
19600,0
23745,6
26690,1
29812,8
X
X
9.
Темп роста к предыдущему году, %
X
125,4
113,0
101,2
121,2
112,4
111,7
X
X
10.
Среднемесячная заработная плата социальных работников, руб.
5546
7403,7
11520,4
13083,5
18759,0
26690
29812,8
X
X
11.
Темп роста к предыдущему году, %
X
133,5
155,6
113,6
143,4
142,3
111,7
X
X
12.
Доля от средств от приносящей доход деятельности в фонде заработной платы по отдельной категории работников, %
X
1,9
2,7
2,4
2,70
2,90
2,90
X
X
13.
Размер начислений на фонд оплаты труда, %
30,2
30,2
30,2
30,2
30,2
30,2
30,2
X
X
14.
Фонд оплаты труда с начислениями, млн. рублей
415,0
525,8
791,8
894,1
1282,0
1824,0
2037,4
2967,9
7355,1
15.
Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2013 г., млн. рублей, в том числе:
X
110,8 <*>
266,0
368,3
756,2
1298,2
1511,6
1390,5
4311,1
16.
за счет средств консолидированного бюджета Республики Дагестан, включая дотацию из федерального бюджета, млн. руб.
X
100,8
266,0
368,3
721,5
1245,2
1452,4
1355,8
4154,2
17.
включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации (млн. руб.), из них:
X
0,2
47,7
89,4
161,7
363,0
424,8
298,8
1086,8
18
от реструктуризации сети, млн. рублей
X
0,0
0,0
7,7
20,2
55,1
57,7
27,9
140,7
19.
от оптимизации численности персонала, в том числе административно-управленческого персонала, млн. рублей
X
0,2
46,1
81,7
136,5
301,9
360,1
264,3
926,5
20.
Объем средств от оптимизации за счет сокращения численности социальных работников, млн. рублей
X
0,2
14,3
35,2
50,4
71,7
80,1
99,9
251,9
20.1.
Объем средств от оптимизации за счет сокращения численности иных работников сферы социального обслуживания, млн. рублей
X
0,0
31,8
46,5
86,1
230,2
280,0
164,4
674,6
20.2.
от сокращения и оптимизации расходов на содержание учреждений, млн. рублей
X
0,0
1,6
0,0
5,0
6,0
7,0
6,6
19,6
21.
за счет средств от приносящей доход деятельности, млн. рублей
X
10,2
21,3
21,5
34,6
52,9
59,1
77,4
199,6
22.
за счет иных источников (решений), включая корректировку консолидированного бюджета Республики Дагестан на соответствующий год, млн. рублей
X
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
23.
Итого, объем средств, предусмотренный на повышение оплаты труда, млн. руб. (стр. 17 + 22 + 23)
X
110,8
266,0
368,3
756,1
1298,1
1511,5
1390,4
4310,8
24.
Соотношение объема средств от оптимизации к сумме объема средств, предусмотренного на повышение оплаты труда, % (стр. 18 / стр. 15*100%)
X
0,2
17,9
24,2
21,4
28,0
28,1
21,5
25,2
25.
Среднесписочная численность иных работников, чел.
X
5903,2
5786,0
5676,0
5526,0
5006,0
4926,0
X
X
26.
Среднесписочная численность работников учреждений социального обслуживания, чел.
X
10449,2
10266,0
10050,0
9900,0
9380,0
9300,0
X
X

--------------------------------
<*> Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2012 г.


------------------------------------------------------------------