Решение Верховного суда Республики Дагестан от 13.11.2014 N 3-33/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия абзаца 22 пункта 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. № 3-33/2014

Верховный суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием прокурора Мисриханова М.И.,
при секретаре Гаджиевой Г.Д.-Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Дагестан о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия абзаца 22 пункта 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20,

установил:

постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20, официально опубликованным в газете "Дагестанская правда", № 47-48 от 10.02.2011, утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан (далее - Порядок).
Абзацем 22 пункта 15 Порядка предусмотрено, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании абзаца 22 пункта 15 Порядка противоречащим части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и недействующим с момента его принятия.
В обоснование своих требований прокурором указано, что предусмотренное оспариваемой частью Порядка использование при расчете размера компенсации расходов на приобретение твердого топлива постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" ограничивает размер компенсации нормативами потребления коммунальной услуги, тогда как в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и абзацем 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на предоставление компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Кроме того, оспариваемая норма в части определения компенсации расходов на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан, противоречит пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в соответствии с которым в отношении твердого топлива возможно установление не только розничных, но еще и фиксированных цен, а также предельных цен и надбавок.
В письменных возражениях на заявление привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Правительство Республики Дагестан, Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан просили в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая доводы прокурора о несоответствии оспариваемой части Порядка положениям федерального законодательства необоснованными.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Дагестан Мисриханов М.И. заявление поддержал и просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Республики Дагестан по доверенности Курбаналиев Ю.М. и представители Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по доверенностям Мирзаев Б.М. и Омарова С.М. в ходе судебного разбирательства дела требования заместителя прокурора Республики Дагестан не признали и просили в удовлетворении заявления отказать.
Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан, извещенная о месте и времени судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направила, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть заявление без участия представителей заинтересованного лица.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы заявления заместителя прокурора Республики Дагестан и письменных возражений на него, проверив и оценив содержание оспариваемой части нормативного правого акта, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Одной из мер социальной поддержки, предоставляемых в Российской Федерации педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), является предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
При этом согласно указанной выше норме закона размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В Республике Дагестан вопросы, связанные с установлением размера, условий и порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе педагогическим работникам, регулируются Законом Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа".
Абзацем 2 части 1 статьи 4 данного Закона установлено, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Установление порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно части 2 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 отнесено к компетенции Правительства Республики Дагестан.
Реализуя предоставленные ему полномочия Правительством Республики Дагестан 28 января 2011 года утвержден оспариваемый прокурором Порядок, абзацем 22 пункта 15 которого установлено, что расчет компенсации на приобретение твердого топлива педагогическим работникам осуществляется на единицу площади жилых помещений в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Рассчитанные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 нормативы потребления коммунальных услуг для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, используемые для расчета компенсации расходов на приобретение твердого топлива, утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 ноября 2012 года № 469. В соответствии с данными нормативами на 1 кв. м общей жилой площади жилых помещений на отопительный период в год педагогическим работникам положено 66,45 кг угля или 0,19 куб. м дров (приложение № 2).
Тарифы на твердое топливо (уголь), используемые для расчета компенсации расходов на его приобретение педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, утверждены постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 сентября 2013 г. № 28 "Об установлении тарифов на коммунальный ресурс - твердое топливо, реализуемое населению Республики Дагестан, а также управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье".
Таким образом, в Республике Дагестан размер компенсации расходов на приобретение твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, определяется расчетным путем на единицу площади жилых помещений исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что не противоречит положениям федерального законодательства, предоставившего субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать размер такой компенсации, не ограничивая их при этом в выборе способов определения данного размера. При этом, по смыслу действующего законодательства, размер выплачиваемой педагогическим работникам компенсации может как полностью покрывать понесенные ими расходы по оплате жилых помещений, отопления и освещения, так и быть менее фактически произведенных расходов.
В этой связи доводы заявления прокурора о том, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на предоставление компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, основаны на неправильном толковании положений федерального и республиканского законодательства, регулирующего вопросы предоставления педагогическим работникам указанной меры социальной поддержки.
Также необоснованным, по мнению суда, является довод заявления прокурора о противоречии оспариваемой части Порядка пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в соответствии с которым не применяется государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления.
Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 утверждены перечни продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые осуществляется федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одним из видов товаров, регулирование цен (тарифов) на которые осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является реализуемое гражданам твердое топливо.
Из смысла пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 следует, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги осуществляется путем установления на них: фиксированных цен, предельных цен и надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности и только в отношении тех видов продукции, товаров и услуг, которые прямо предусмотрены данным постановлением Правительства Российской Федерации.
При этом, предоставляя органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг, Правительством Российской Федерации не определено, каким именно способом должно осуществляться такое регулирование, т.е. выбор способа осуществления государственного регулирования цен (тарифов) на предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 отдельные виды продукции, товаров и услуг также относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Дагестан от 10.04.2007 № 100 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Дагестан" также установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) в Республике Дагестан осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности.
В соответствии с пунктом 2 утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Республики Дагестан от 10.04.2007 № 100 Перечня продукции, товаров и услуг государственное регулирование цен на реализуемое населению твердое топливо осуществляется Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан, которой в соответствии с предоставленными полномочиями постановлением от 27 сентября 2013 г. № 28 установлены тарифы на твердое топливо (уголь), реализуемое населению Республики Дагестан, отдельно по муниципальным образованиям Республики Дагестан и в зависимости от марок реализуемого твердого топлива.
В этой связи использование в абзаце 22 пункта 15 Порядка понятия "розничные цены" не противоречит положениям пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239, поскольку оспариваемый прокурором Порядок не является нормативным правовым актом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и не влияет на процесс ценообразования на твердое топливо, а установленные постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 сентября 2013 г. № 28 тарифы на твердое топливо, применяемые для расчета размера компенсаций расходов на его приобретение для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, представляют собой предельные (максимально допустимые) уровни цен на твердое топливо, что свидетельствует об осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на твердое топливо в Республике Дагестан в соответствии с требованиями федерального законодательства.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Дагестан

решил:

в удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Дагестан о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия абзаца 22 пункта 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20, отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 18 ноября 2014 года.

Судья Верховного суда
Республики Дагестан
М.АБДУЛХАЛИМОВ


------------------------------------------------------------------