Решение Верховного суда Республики Дагестан от 23.10.2014 N 3-32/2014 <О признании недействующим со дня принятия абзац 5 пункта 1.4.1.6.2 "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" главы I Лесного плана Республики Дагестан на 2009-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Дагестан от 17 февраля 2009 года N 10-рп>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. № 3-32/2014

Верховный суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием прокурора Исмаиловой С.Г.,
при секретаре Г.Г.Д.-Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Махачкале гражданское дело по заявлению Алискандиева Р.М. в интересах Разиева Ш.А. об оспаривании абзаца 5 пункта 1.4.1.6.2 "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" главы I Лесного плана Республики Дагестан, утвержденного распоряжением Президента Республики Дагестан от 17 февраля 2009 года № 10-рп,

установил:

распоряжением Президента Республики Дагестан от 17 февраля 2009 года № 10-рп, официально опубликованным в печатном издании "Собрание законодательства Республики Дагестан", 27.02.2009, № 4, ст. 128, утвержден Лесной план Республики Дагестан на 2009-2018 годы (далее - Лесной план Республики Дагестан), абзацем 5 пункта 1.4.1.6.2 "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" главы I которого установлено, что в лесах Республики Дагестан категории защитности - леса зеленых зон; леса водоохранных зон; леса, расположенные в 1-м и 2-м поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; противоэрозионные леса; нерестоохранные полосы лесов - выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых не допускается.
Алискандиев Р.М. обратился в Верховный суд Республики Дагестан с заявлением в интересах Разиева Ш.А. в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать недействующим абзац 5 пункта 1.4.1.6.2 главы I Лесного плана Республики Дагестан в той части, в которой данная норма устанавливает запрет на выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых в лесах Республики Дагестан категории защитности "противоэрозионные леса".
В обоснование заявления указал, что индивидуальный предприниматель Разиев Ш.А. является арендатором лесного участка, располагавшегося ранее в <адрес>, преобразованного в настоящее время в <адрес>. На арендованном лесном участке, относящемся к категории "ценные, противоэрозионные леса", Разиевым Ш.А. на основании лицензии, выданной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан, осуществляются работы по разработке месторождений полезных ископаемых, а именно добыча строительных песков. Установленный абзацем 5 пункта 1.4.1.6.2 главы I Лесного плана Республики Дагестан запрет на разработку месторождений полезных ископаемых в лесах Республики Дагестан категории защитности "противоэрозионные леса" нарушает права Разиева Ш.А. и противоречит положениям статей 86 и 106 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым установление особенностей использования ценных лесов входит в компетенцию уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а не органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании представители Разиева Ш.А. по доверенностям Алискандиев Р.М. и адвокат Валиев А.С. заявление поддержали и просили его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Главы Республики Дагестан - Гасанов О.М. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать, полагая, что содержащееся в оспариваемой части Лесного плана Республики Дагестан ограничение на разработку месторождений полезных ископаемых в лесах Республики Дагестан категории защитности "противоэрозионные леса" установлено в рамках предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителя Разиева Ш.А.
Заявитель Разиев Ш.А. и представитель заинтересованного лица - Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан - Устаева А.К., извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем, руководствуясь ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть заявление без их участия.
Ранее в представленном суду письменном отзыве на заявление Разиева Ш.А. и в ходе судебного заседания представитель Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан Устаева А.К., признавая наличие технических ошибок, допущенных при отнесении лесов Республики Дагестан к различным категориям защитности, и указывая на необходимость внесения изменений в Лесной план Республики Дагестан, заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы заявления и возражений на него, заслушав заключение прокурора Исмаиловой С.Г., полагавшей заявление с учетом уточнения заявленных требований подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, лесные отношения могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (части 2-4 статьи 2 ЛК РФ).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу части 5 статьи 2 ЛК РФ предоставлено право издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.
Одним из основных принципов, на котором основано лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты, является принцип подразделения лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций (пункт 9 статьи 1 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов предусмотрено четыре категории указанных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, а также ценные леса, к которым, в свою очередь, относятся противоэрозионные леса (пункты 1-4 части 2 статьи 102 ЛК РФ).
Одним из видов использования лесов в Российской Федерации является разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11 части 1 статьи 25 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 27 ЛК РФ использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Одним из допускаемых ограничений использования лесов является запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 27 ЛК РФ).
Таким образом, согласно положениям действующего лесного законодательства установление запрета на разработку в лесах месторождений полезных ископаемых как на один из видов использования лесов может быть осуществлено только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 10 ЛК РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102-109 Лесного кодекса Российской Федерации.
Правовой режим ценных лесов, как одной из разновидностей защитных лесов, к которым относятся и противоэрозионные леса, регулируется статьей 106 ЛК РФ, устанавливающей запрет на проведение в ценных лесах сплошных рубок лесных насаждений (с отдельными исключениями) и на размещение в ценных лесах и в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, в частности, объектов капитального строительства (с отдельными исключениями).
Запрета на разработку в ценных лесах, в том числе в противоэрозионных лесах, месторождений полезных ископаемых статья 106 ЛК РФ не содержит.
Согласно части 4 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На момент разработки и утверждения Лесного плана Республики Дагестан особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства ценных лесов в Российской Федерации регулировались приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 января 2008 года № 13 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов", указанным в оспариваемой части Лесного плана Республики Дагестан как основание установления запрета на разработку месторождений полезных ископаемых в лесах Республики Дагестан различных категорий защитности, в том числе в противоэрозионных лесах.
Вместе с тем утвержденные вышеуказанным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 января 2008 года № 13 особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства ценных лесов, устанавливая запрет на разработку месторождений полезных ископаемых в зеленых зонах, лесопарках (п. 20) и в лесах, имеющих научное или историческое значение (п. 27), такого запрета в отношении противоэрозионных лесов, как самостоятельной категории ценных защитных лесов, не предусматривали.
Запрет на разработку месторождений полезных ископаемых в противоэрозионных лесах не предусмотрен и действующими в настоящее время Особенностями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 декабря 2010 года № 485.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемым в заявлении абзацем 5 пункта 1.4.1.6.2 главы I Лесного плана Республики Дагестан в нарушение положений статьи 27 ЛК РФ установлено не предусмотренное Лесным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами ограничение использования лесов в виде запрета на разработку месторождений полезных ископаемых в лесах Республики Дагестан категории защитности "ценные противоэрозионные леса", что свидетельствует об установлении данного запрета с нарушением полномочий органов государственной власти Республики Дагестан по регулированию лесных отношений.
Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что по смыслу положений статей 85, 86 ЛК РФ лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, определяющим цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения в рамках предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами ограничений использования лесов и установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов различных категорий.
В этой связи установление оспариваемой частью Лесного плана Республики Дагестан ограничения использования лесов в виде запрета на разработку месторождений полезных ископаемых в противоэрозионных лесах Республики Дагестан противоречит назначению данного нормативного правового акта и выходит за пределы предусмотренной лесным законодательством сферы его правового регулирования.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 17 и 18 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления.
Доводы представителя Главы Республики Дагестан о том, что оспариваемая часть Лесного плана Республики Дагестан не нарушает прав и законных интересов заявителя Разиева Ш.А., поскольку им не представлено доказательств того, что арендуемый лесной участок относится к противоэрозионным лесам, суд считает необоснованными.
Приказом Комитета Правительства Республики Дагестан по лесному хозяйству "О предоставлении лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых" от 27 июня 2008 года № Разиеву Ш.А. предоставлен в аренду лесной участок общей площадью < > га, в том числе в <адрес> (площадью < > га), в <адрес> (площадью <> га), <адрес> на срок действия лицензии на недропользование для разработки месторождений полезных ископаемых (для добычи строительного песка) и размещения объектов, связанных с выполнением указанных работ.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан Разиеву Ш.А. выдана лицензия № со сроком действия до 1 октября 2019 года на право добычи строительных песков на участке, расположенном в <адрес>.
23 ноября 2009 года между Агентством по лесному хозяйству Республики Дагестан и Разиевым Ш.А. заключен договор аренды лесного участка площадью < > га, условный номер лесного участка по государственному лесному реестру < >, расположенного в <адрес>.
Согласно пункту 39 статьи 81 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, установлено, что отнесение лесов к защитным лесам относится к полномочиям данного Федерального агентства.
В соответствии с предоставленными полномочиями Федеральным агентством лесного хозяйства приказом от 25 декабря 2012 года № 537 "Об отнесении лесов на территории Республики Дагестан к ценным лесам и установлении их границ" кварталы 31-39 Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ "Пригородный лесхоз" отнесены к ценным противоэрозионным лесам (приложение № 16).
Таким образом, материалами дела подтверждаются доводы заявления об отнесении арендуемого Разиевым Ш.А. лесного участка к категории "ценные противоэрозионные леса", в связи с чем установленный в оспариваемой части Лесного плана Республики Дагестан запрет на разработку месторождений полезных ископаемых в лесах Республики Дагестан данной категории защитности нарушает права и законные интересы заявителя Разиева Ш.А.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации" настоящее решение суда или сообщение о нем после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором было официально опубликовано распоряжение Президента Республики Дагестан от 17 февраля 2009 года № 10-рп и утвержденный данным распоряжением Лесной план Республики Дагестан на 2009-2018 годы.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Дагестан

решил:

заявление Алискандиева Р.М. в интересах Разиева Ш.А. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия абзац 5 пункта 1.4.1.6.2 "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" главы I Лесного плана Республики Дагестан на 2009-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Дагестан от 17 февраля 2009 года № 10-рп, в той части, в которой он содержит запрет на выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых в лесах Республики Дагестан категории защитности "противоэрозионные леса".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 28 октября 2014 года.

Судья Верховного суда
Республики Дагестан
М.АБДУЛХАЛИМОВ


------------------------------------------------------------------