Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.07.2014 N А15-1075/2014 <О признании недействующим постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27.09.2013 N 28 "Об установлении тарифов на твердое топливо, реализуемое населению РД, а также управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. № А15-1075/2014

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2014 года

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Цахаева С.А., судей Тагировой З.Т. и Магомедова Р.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алиевой Ш.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А15-1075/2014 по заявлению заместителя прокурора Республики Дагестан Тарханова З.С. о признании постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27.09.2013 № 28 недействующим в части с момента его принятия и обязании опубликовать сообщение о принятом судебном решении в печатном издании, в котором официально было опубликовано оспоренное постановление, с участием в судебном заседании представителей:
от заявителя - Мисриханов М.И. (старший прокурор),
от заинтересованного лица - Гайдарбегов М.Г. (доверенность от 24.04.2014 № 575-05) и Исламов Б.И. (доверенность от 24.04.2014 № 576-05),
от третьих лиц:

УФАС РФ по РД - Магомедов А.М. (доверенность от 09.01.2014 № 20-07/3) и Багандов А.И. (доверенность от 97.10.2013 № 20-01/36),
ОАО "Дагестантоппром" - Магомедов Г.Г. (доверенность от 20.01.2013),
от других третьих лиц - не явились, извещены,

установил:

заместитель прокурора Республики Дагестан Тарханов З.С. (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27.09.2013 № 28 "Об установлении тарифов на твердое топливо, реализуемое населению Республики Дагестан, а также управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" противоречащим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в части позиций 1-7 приложения № 1, устанавливающих тарифы на твердое топливо (уголь) различных марок, реализуемое ООО "Фирма-МКС", ИП Даудовым М.Х., ООО "Межрайтопснаб", ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие", ООО "Дагтоппром", ООО "Дружба", ОАО "Дагестантоппром", и недействующим в этой части с момента его принятия и об обязании ответчика опубликовать сообщение о принятом судебном решении в печатном издании, в котором официально было опубликовано оспоренное постановление.
Определениями суда от 20.03.2014 и от 09.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечены ООО "Фирма-МКС", ИП Даудов М.Х., ООО "Межрайтопснаб", ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие", ООО "Дагтоппром", ООО "Дружба" и ОАО "Дагестантоппром" и на стороне заинтересованного лица и заявителя - Правительство Республики Дагестан и Управление ФАС России по РД.
Определением суда от 03.07.2014 в составе председательствующего судьи Цахаева С.А., судей Тагировой З.Т. и Магомедовой Ф.И. судебное разбирательство по делу отложено на 11 час. 25.07.2014.
Распоряжением по Арбитражному суду Республики Дагестан от 24.07.2014 в связи с нахождением судьи Магомедовой Ф.И. в очередном отпуске в соответствии со ст. 18 АПК РФ произведена ее замена на судью Магомедова Р.М.
Суд установил, что в судебное заседание явились представители заявителя, заинтересованного лица и третьих лиц (УФАС РФ по РД и ОАО "Дагестантоппром"), другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку в суд своих представителей не обеспечили, в связи с чем суд определил: дело по существу рассмотреть в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель прокуратуры заявление поддержал, просил суд его удовлетворить, повторил доводы, изложенные в заявлении.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании заявление не признали, просили суд в его удовлетворении отказать по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель третьего лица - УФАС РФ по РД в судебном заседании пояснил, что отзыв на заявление им не подготовлен, так как доводы, изложенные в заявлении, ему не ясны. УФАС РФ по РД входит в комиссию Республиканской службы по тарифам РД по рассмотрению вопросов установления тарифов и цен. Представитель антимонопольной службы заявление прокуратуры не поддержал.
Представитель третьего лица - ОАО "Дагестантоппром" заявление признал обоснованным, просил суд его удовлетворить, повторил доводы и основания, изложенные в отзыве.
Выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, рассмотрев заявление, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления в части на основании следующего.
Как видно из материалов дела, Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан 27.09.2013 принято постановление № 28 (далее - постановление) "Об установлении тарифов на коммунальный ресурс - твердое топливо, реализуемое населению Республики Дагестан, а также управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях установления потребностей граждан в жилье", опубликованное 30.10.2013 в газете "Дагестанская правда" № 348-349.
В приложении № 1 названного постановления в позициях 1-7 "Топливоснабжающая организация (индивидуальный предприниматель)" установлены тарифы на твердое топливо (уголь) различных марок, реализуемое ООО "Фирма-МКС", ИП Даудовым М.Х., ООО "Межрайонтопснаб", ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие", ООО "Дагтоппром", ООО "Дружба" и ОАО "Дагестантоппром" гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Считая указанное постановление незаконным, заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в Верховный суд Республики Дагестан с заявлением о признании его в части позиций 1-7 приложения № 1 противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия и об обязании Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан опубликовать сообщение о принятом судебном решении в печатном издании, в котором официально было опубликовано оспариваемое постановление.
Суд установил, что определением Верховного суда РД от 26.12.2013 производство по данному делу по заявлению заместителя прокурора РД прекращено в связи с подведомственностью спора Арбитражному суду.
17 марта 2014 года заместитель прокурора Республики Дагестан обратился с аналогичным заявлением в Арбитражный суд Республики Дагестан.
В связи с изложенными обстоятельствами данный спор подлежит рассмотрению по существу в Арбитражном суде Республики Дагестан.
В обоснование заявленных требований прокуратура указывает на то, что оспоренное постановление в части позиций 1-7 приложения № 1 противоречит пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку им установлен тариф не на уголь как вид топлива, а на уголь, реализуемый конкретными хозяйствующими субъектами, определив эти тарифы с учетом фактически их затрат на реализацию товара, что не отвечает принципу государственного регулирования цен (тарифов) и устраняет конкуренцию.
В силу частей 4-6 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно пункту "е" части 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Вопросы установления правовых основ единства рынка в силу пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.
При этом в статье 8 Конституции Российской Федерации установлена гарантия экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу пункта 1 статьи 3 ГК РФ товары свободно перемещаются на территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами. В частности, запрещается введение ограничений в отношении отдельных видов деятельности или производства отдельных видов товаров, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров.
Таким образом, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации акты не могут вводить перечисленные в указанной норме ограничения, а согласно оспоренного постановления оно, установив тарифы по ценам для отдельных предприятий, создает препятствия по осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам.
В настоящее время федеральный закон по вопросам ценовой политики не принят, регулирование в указанной отрасли осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 с одноименным названием.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяются и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно этому перечню органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Таким образом, право государственного регулирования цен (тарифов) на топливо твердое и топливо печное бытовое, реализуемые перечисленным в постановлении Правительства Российской Федерации субъектам, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан она является органом исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов. В число основных задач Службы согласно п. 7 ч. 3 Положения входит в том числе государственное регулирование розничных цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, и согласно п. 14 части 4 Положения Служба устанавливает розничные цены на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин реализуемые населению, а также управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Вместе с тем право Республиканской службы по тарифам РД в области государственного регулирования цен (тарифов) на топливо твердое и топливо печное бытовое не является абсолютным.
Как следует из названия и смысла постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", его целью является упорядочение регулирования розничных цен на товары народного потребления, включая твердое топливо.
В пункте 7 названного постановления дано понятие государственного регулирования цен (тарифов) как установление фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Таким образом, государственное регулирование цен (тарифов) предусматривает установление уровня розничных цен на определенный вид продукции, товаров и услуг при использовании одного из перечисленных методов их регулирования (фиксированные, предельные цены и др.).
В соответствии с пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В этой связи при установлении розничных цен (тарифов на уголь) Республиканская служба по тарифам РД должна была руководствоваться положениями приведенного пункта постановления Правительства Российской Федерации.
Устанавливая цены на уголь, реализуемый только ООО "Фирма-МКС", ИП Даудовым М.Х., ООО "Межрайонтопснаб", ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие", ООО "Дагтоппром", ООО "Дружба" и ОАО "Дагестантопппром" гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, Республиканская служба по тарифам РД установила не уровень розничных цен (тарифа) на этот вид топлива, а определила стоимость затрат конкретных хозяйствующих субъектов на его реализацию в возмещение подтвержденных ими расходов и получения прибыли, что не отвечает принципу государственного регулирования цен.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Из указанной нормы следует, что условия обращения товаров, не исключая государственное регулирование цен (тарифов) на топливо, на соответствующем товарном рынке должны быть общими.
В пункте 17 названной статьи закона определены признаки ограничения конкуренции, которыми является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Установление предельной максимальной розничной цены или тарифа на уголь, реализуемый конкретными лицами, заведомо устраняет конкуренцию, поскольку допускает установление разных розничных цен для организаций, осуществляющих один и тот же вид деятельности, ограничивает число хозяйствующих субъектов, имеющих возможность осуществлять деятельность по реализации угля на территории Республики Дагестан, создает возможность ООО "Фирма-МКС", ИП Даудову М.Х., ООО "Межрайонтопснаб", ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие", ООО "Дагтоппром", ООО "Дружба" и ОАО "Дагестантопппром" в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на обозначенном товарном рынке, обременяет граждан, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, расходами указанных лиц.
При таких обстоятельствах постановление Республиканской службы по тарифам РД от 27.09.2013 № 28 "Об установлении тарифов на коммунальный ресурс - твердое топливо, реализуемое населению Республики Дагестан, а также управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях установления потребностей граждан в жилье" в части позиций 1-7 приложения № 1 противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
Доводы представителя Республиканской службы по тарифам РД о том, что оспоренное постановление не ограничивает равный доступ хозяйствующих субъектов к установлению уполномоченным государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации цены на топливо, являются необоснованными, так как положения позиций 1-7 приложения № 1 оспоренного постановления не свидетельствуют об установлении общих условий обращения этого товара на соответствующем товарном рынке.
Требование заместителя прокурора РД в части обязания ответчика опубликовать сообщение о принятом судебном решении в печатном издании, в котором официально было опубликовано оспоренное постановление, не подлежат удовлетворению, так как в силу положений части 1 статьи 196 АПК РФ вступившее в законную силу решение Арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется Арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Указанная обязанность, предусмотренная частью 1 статьи 196 АПК РФ, не может быть возложена решением суда на другое лицо.
В связи с частичным удовлетворением заявленных требований и освобождением органов прокуратуры от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с ответчика в доход федерального бюджета в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию 2000 руб. государственной пошлины по заявлению пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 156, 167-170, 194-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан

решил:

признать постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27.09.2013 № 28 "Об установлении тарифов на твердое топливо, реализуемое населению РД, а также управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" противоречащим части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в части позиций 1-7 приложения № 1, устанавливающих тарифы на твердое топливо (уголь) различных марок, реализуемое обществом с ограниченной ответственностью "Фирма-МКС", индивидуальным предпринимателем Даудовым М.Х., обществом с ограниченной ответственностью "Межрайтопснаб", обществом с ограниченной ответственностью "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие", обществом с ограниченной ответственностью "Дагтоппром", обществом с ограниченной ответственностью "Дружба", открытым акционерным обществом "Дагестантоппром", и недействующим в указанной части с момента его принятия.
В остальной части заявления в удовлетворении требований отказать.
Возложить на редакцию газеты "Дагестанская правда" обязанность по опубликованию сообщения о настоящем решении суда после вступления его в законную силу.
Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины.
Выдать исполнительный лист.
Решение суда вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в месячный срок со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.ЦАХАЕВ

Судьи
З.ТАГИРОВА
Р.МАГОМЕДОВ


------------------------------------------------------------------